Москва, улица Таганрогская, дом 22,
ясли-сад № 616, март 1980 года,
заведующая - Шипорева Татьяна Александровна.
Воспитательница младшей ясельной группы
Галина Александровна
рассказывает моей жене как наш сын Павлик,
которому исполнилось 3 года и 3 месяца влюбился в Юлю,
она на год младше Павлика,
и как наш сын ухаживает за Юлей.
Например, заметив, что у Юли развязался шнурок,
Павлик подходит к тёте Гале
(так он обращается к своей воспитательнице в связи с тем,
что выговаривать имя и отчество при всём его желании
весьма трудоёмко - Галина Алитвантовна)
и просит тётю Галю завязать шнурок у Юли,
что она и сделала.
А когда за Юлей пришёл её папа,
Павлик вышел в прихожую посмотреть на него.
Посмотрел, вернулся в группу.
Затем снова вышел и, подойдя к Юлиному папе, спросил:
-"Ты Юлин папа?"
Глядя на Павлика, Юлин папа в свою очередь спросил
Галину Александровну:
-"Кто это?"
-"Ваш зять."- не замедлила с ответом Галина Александровна.
Дома я спросил Павлика:
-"Ты любишь Юлю?"
-"Да!"- убеждённо ответил он.
-"Тогда пригласи её к нам в гости."
То, что посоветовал мне Павлик, немного удивило.
-"А ты скажи Юлиному папе..."
Павлик решил, что он то пригласит Юлю, но этого мало.
Надо чтобы и папы договорились.
Видя такой оборот дела, я посоветовал Павлику
узнать номер телефона Юли.
-"Ладно!"- сказал Павлик и побежал играть
со старшим на полтора года братом Ваней.
В другой раз я спросил Павлика, как он играет с Юлей?
Павлик посвятил меня в неприятный для него случай.
Дело было со слов Павлика так -
он обнял Юлю и хотел поцеловать её,
но Юля взяла за уши Павлика и оттолкнула.
-"Больно было?"- спросил я.
-"Больно!"
-"Ты плакал?"
-"Да, плакал. А тётя Галя сказала,
что отведёт Юлю в другую группу.
Юля тоже плакала!"
-"Юля сделала тебе больно.
Теперь ты наверное не любишь Юлю?"
-"Люблю!"- опять же убеждённо ответил Павлик.
Я стал объяснять Павлику,
что нельзя лезть к девочке с поцелуями.
Надо, чтобы она тебя полюбила.
Вот тогда надо целовать.
А так играй с ней хорошо и дружи.
В среду 23 апреля вечером, придя с работы,
я спросил Павлика:
-"Как прошёл день в садике?"
Павлик ответил:
-"Надо принести надувные шарики на праздник Первомая."
-"Всем надо принести в садик шарики? И Юле тоже?"
-"Да,- ответил Павлик и добавил,- сегодня Юля спросила:
где мой Паша? И стояла вот так."
Павлик расставил руки.
-"Ну и что ты ответил?"
-"Я подошёл и поцеловал Юлю."
Тут Павлик сорвался с места и побежал догонять Оксану.
К стати о шестилетней Оксане Кирсановой.
Мы соседи по подъезду в доме на Краснодонской улице.
В разговоре моей жены с мамой Оксаны, выяснилось -
Ваня и Павлик целуют Оксану лучше, чем родители.
-"Как это?"- удивился я.
-"А вот так,- ответила Оксана,- не слюнявят,
а только прикасаются губами."
Я решил поговорить с Ваней:
-"Ты играешь с девочками в садике?"
-"Да."
-"А как вы играете?"
-"А мы их голопузим!"
-"Как это?"
Не моргая смотрю на Ваню.
Ваня задрал рубаху и стал тереть ладонью по своему животу:
-"Вот так!"
Слушавший наш разговор Павлик, попросил Ваню:
-"Ваня, ты мне поможешь голопузить Оксану,
когда она придёт к нам в гости?"
И дети мои пошли, рассуждая о чём-то своём.
Я к жене:
-"Послушай! Не рано ли у наших детей
появляются признаки любви?"
-"Это ещё что,- ответила жена,-
например Ваня говорит мне, роди девочку,
а то не на ком будет жениться."
О том, откуда он взялся,
Ваня спросил меня, когда ему не было 4-х лет.
Тогда я ему ответил, что он родился в родильном доме
и что родила его мама из животика
через пупок. Говорить голую правду я не решился.
Но и лгать, что он из магазина, я не стал.
К пяти годам Ваня решил,
что уже надо готовиться к женитьбе.
И вот результат - мама роди девочку.
И главное - для чего?
Я не против того, что все дети мальчики и девочки
учатся ухаживать друг за другом,
быть благородными.
Но зачем же голопузить?
Откуда это у них?
Зачем им это сейчас?
На этот счёт есть у меня догадки
о несдержанности родителей
в интимных любовных вопросах в присутствии детей,
да и несоответствие работников детских яслей и садов.
Вспоминаю случай в детских яслях,
в которые мы раньше водили детей.
Эти детские ясли находились
не далеко от кинотеатра "Алтай".
Пришлось мне вернуться в группу,
забыл оставить запасные колготки.
Время было около девяти часов утра.
Всех детей родители уже привели.
Я открыл дверь в прихожую и подошёл к шкафчику,
чтобы оставить запасные колготки.
За дверью слышу голоса детей и воспитательницы с няней.
Самым прискорбным было то,
что в присутствии детей взрослые говорили,
употребляя мат:
-"А эта .лядь грозится пожаловаться в партком,
ё. твою мать. Плохо нянчимся.
Да горшок партии она и вы.банный ею выродок."
В порыве гнева я открыл дверь в группу,
но взрослые уже вышли в другую дверь, в сторону кухни.
Время завтрака.
Я не стал догонять и вообще ничего не стал выяснять.
Спросите - почему?
Потому что здоровье и жизнь детей дороже всяких выяснений.
Одно дело рисковать своим здоровьем и жизнью,
и совсем другое -
рисковать жизнью и здоровьем малолетних детей.
Эта тема отдельного повествования,
но если коротко обрисовать ситуацию,
то это когда, например, маньяки берут в заложники,
под угрозой смерти, детей,
тогда вынужденно выполняются все их требования.
Сравнение достаточно приблизительное,
но в правильном направлении.
Не буду углубляться в эту тему,
а тогда нашёлся единственный выход -
перевести детей в другой детский сад,
что мы и сделали, приложив максимум усилий.
Оценку ухода за детьми
в различных детских садах родители знали,
разговаривая между собой и находили где лучше.
Я обратил однажды внимание на то,
что когда у нас в гостях были шестилетние Оксана и Алёша,
то в игре наши дети дошли до того,
что начали голопузить Оксану.
Я прекратил эту игру и посоветовал Оксане
хорошенько побить того, кто будет так играть с ней.
Через некоторое время слышу плачет Павлик.
За попытку поголопузить, Оксана надавала ему по заду.
Павлик пришёл ко мне жаловаться.
А я поставил его в угол и сказал:
-"Если ты будешь голопузить, тебя никто не будет любить
и в первую очередь - твоя Юля."
-"Я больше не буду."- ответил Павлик.
На следующий день утром Павлик проснулся
с плохим настроением. Всё ему мешало. Хныкал.
Ходил босиком. Никак не мог одеться.
Я сказал ему:
-"Вот расскажу Юле, что ты сам не можешь одеться,
плачешь - и Юля посмеётся над тобой."
К моему удивлению Павлик как-то собрался с духом
и стал аккуратно одеваться.
-"Подействовало?" - подошла ко мне жена.
Да, есть что-то светлое в отношениях детей между собой.
А нам надо умело направлять в нужное русло всё то светлое,
что зарождается в душах наших детей.
Правильные мысли о воспитании детей
у нас бывают довольно часто.
Но самое главное, это наши поступки, наше поведение.
Правильно ли мы сочетаем то, что говорим детям
и как поступаем сами.
Очень важно знать уровень детского сознания.
К примеру, я спрашиваю Павлика:
-"Как ты играешь в детском садике?"
-"Хорошо."- отвечает Павлик.
-"А как играет Юля?"
-"Она разбрасывает игрушки."
-"А ты ей говорил, что нельзя разбрасывать?"
-"Говорил, а она всё равно разбрасывает."
-"Надо как-то повлиять на Юлю,
чтобы она собирала игрушки."
-"А-та-та по попе."- посоветовал Павлик.
-"Ну зачем же бить?- возразил я- ей больно будет."
-"Потихонечку."- заметил Павлик.
В данном случае Павлик знал, что говорил,
потому что получал по попе.
Наверное он и сделал бы так же, посоветуй я ему.
А вот в другой ситуации ответственности решения вопроса
Павлик очень настоятельно добивался от меня.
Получилось так, я вынес детские качели во двор.
Первым сел качаться Ваня.
Павлик просил меня, чтобы я дал ему возможность
покачаться на качелях.
Ваня уже долго качался.
Образовалась целая очередь детей перед качелей.
Я было сказал:
-"Сами разбирайтесь."
Но Ваня упорно не хотел покидать качели.
А Павлик не менее упорно не отставал от меня,
чтобы дать ему покачаться.
Я сильно раскачал Ваню, чтобы он скорее накачался,
но ему это только понравилось.
Уговоры на Ваню не действовали
и дети начали стаскивать Ваню с качелей.
Я молча наблюдал и увидел как Ваня
с обиженными глазами, готовыми брызнуть слезами,
сам слез с качелей, убежал домой,
разделся и лёг на кровать,
укрывшись с головой одеялом.
Павлик качался на качелях,
а я чувствуя что-то недоброе с Ваней,
пошёл домой и присел у его кроватки.
Долго его убеждал в том,
что надо по очереди качаться на качелях
и тут же спросил:
-"А может быть тебя в садике кто-нибудь обидел?"
-"Да."- выдавил из себя Ваня.
-"Кто же тебя обидел?"
-"Одна девочка."
-"Как она тебя обидела?"
-"Она меня била. Попала в один глаз и в другой.
А я ей попал только в один."
-"За что же она тебя била?"
-"Не знаю. Ни за что."
-"Так не бывает,- засомневался я,-
без причины никто никого бить не будет."
-"Я с ней даже не играл,- насупился Ваня,-
а она стала меня бить."
-"Так может быть в этом и причина,-
начал я строить догадки,-
может быть девочка хотела с тобой играть,
а ты её не замечал. Вот она и побила тебя.
Ты подумай, Ваня.
Конечно может быть причина в чём-то другом.
Но ты подумай!"
Заметив, что Ваня задумался
и с его лица начали сходить мрачные тени,
я под предлогом, что мне надо к Павлику,
ушёл, оставив его одного.
Через несколько минут Ваня вышел во двор с улыбкой
и подошёл к качелям.
Забегая вперёд, хочу сказать,
что и Ваня, и Павлик прислушивались
к моим советам и выполняли их.
Например, в первом классе, в школе на перемене
какой-то старшеклассник обидел Ваню
и как малолетку стукнул,
потому что Ваня не дал ему денег,
которых у Вани и не было.
Я наставлял Ваню,
чтобы в школе он вёл себя хорошо
и ни с кем не дрался,
но когда Ваня рассказал об этом старшекласснике,
я удивился:
-"Почему ты не дал ему сдачи, когда он тебя ударил?"
-"Ты говорил, чтобы я в школе не дрался."
-"Если тебя ударили - надо дать сдачи."
На следующий день
Ваня дал сдачи старшекласснику ногой в зад,
когда тот наклонился завязывать шнурки на ботинках.
Рядом оказалась учительница,
которая не дала разгореться драке.
Она же караулила Ваню все перемены,
чтобы старшеклассник не побил его и передала нам Ваню
в целости и сохранности,
когда мы пришли за ним в школу.
По дороге домой я объяснял Ване,
что сдачи надо давать сразу,
а не через какое-то время.
В дальнейшем мы узнали,
что старшеклассник зауважал Ваню.
Но вернёмся в детский садик.
30 мая Павлик пришёл из детского садика и сказал:
-"А сегодня у Юли было много игрушек.
Разные одеяла, подушки
и она никому не давала поиграть, только мне."
Первый день лета 1980 года совпал с воскресеньем.
Детям мы обещали, в связи с отличной погодой,
прогулку в Кузьминский лесопарк,
который в нескольких остановках на троллейбусе.
Прибежав со двора, Павлик закричал:
-"Папа! Пойдём скорее в лес,
я видел как моя Юля поехала в лес на троллейбусе!"
Закончив сборы, мы тоже поехали в лесопарк.
Там на одной из детских площадок
мы встретили в розовеньком платьице Юлю.
Она была в сопровождении бабушки и девочки постарше.
Я спросил Павлика:
-"Это твоя Юля?"
-"Да."- ответил Павлик.
-"Поиграй с Юлей."- посоветовал я.
Юля пыталась залезть на пирамиду по ступенькам.
Высота пирамиды была свыше трёх метров.
Юле не удавалось подняться и на две ступеньки,
а Павлик раньше поднимался на эту пирамиду,
но не до самого верха.
А тут Юля смотрит на Павлика.
Так он поднялся на самую последнюю ступеньку
и держался за самую верхушку шпиля.
А потом даже не стал держаться и размахивал руками так,
что сердце у моей жены ёкнуло
и она чуть не полезла на пирамиду,
чтобы снять Павлика.
Но у Павлика будто выросли крылья за спиной.
Он благополучно спустился с пирамиды
и начал бегать кругами вокруг Юли.
Несколько раз больно падал и ни капли слезинки.
Затем он попросил мяч
и стал гонять его по детской площадке,
как заправский футболист.
А Юля, не обращая на Павлика внимания,
играла в песочнице.
Увидев, что бабушка Юли собирается домой,
я подошёл к Юле и спросил её:
-"Ты знаешь Павлика?"
Она утвердительно кивнула головкой. Бабушка спросила:
-"Юля и Павлик знакомы?"
Я ответил, что не только знакомы,
но и посещают в детском садике одну группу
и у них не только дружба, но и нечто большее - любовь.
Я повёл Павлика и Юлю,
взяв их за руки в сторону троллейбусной остановки,
чтобы уехать домой.
Ушедшие вперёд жена и Ваня ждали нас.
Жена спросила:
-"Ну что? Украли Юлю?"
-"По доброму согласию."- ответил я.
Тут подошла бабушка и сказала,
что им надо идти в другую сторону.
-"Как в другую?"- не понял я.
-"Так мы живём здесь рядом с метро Кузьминки
и наш детский садик здесь рядом."
Мне осталось только удивиться и распрощаться.
Юля помахала нам ручкой.
А я всю дорогу допытывался у Павлика:
-"Какая это Юля?
Та, что в одной группе с тобой в садике
или же другая?"
Павлик отвечал:
-"Да, эта Юля из моей группы."
Я сомневался.
А на следующий день жена убеждённо сказала,
что Юля из парка, это не Юля из группы Павлика.
В чём он ей сам признался.
Значит Павлику мало того,
что он проводит время каждый день
в садике вместе с Юлей,
так ко всему этому она ему ещё и в выходной день
сначала показалась в троллейбусе
(или он это выдумал после того,
как ему пообещали поехать на троллейбусе в лесопарк),
а затем он даже (возможно нарочно) обознался,
чтобы поиграть рядом с незнакомой Юлей в парке.
Тут я решил с ним поговорить:
-"Павлик! А если твоя Юля узнает,
что ты играл с другой девочкой, она обидится?"
-"Нет!"- ответил Павлик.
-"А если твоя Юля будет играть с другим мальчиком,
ты обидишься?"
-"Да!"
-"Тогда запомни, Павлик, что дружить и ты, и Юля
можете со всеми мальчиками и девочками,
а вот если ты любишь свою Юлю, то люби её одну,
а дружить можно и нужно со всеми.
Ты меня понял?"
-"Понял!"- ответил Павлик.
Уж не знаю, что там понял Павлик,
но тут в разговор вмешался, слушавший нас, Ваня:
-"А Юля писает в трусики?"
-"Нет!"- ответил Павлик.
-"А какает в колготки?"- не унимался Ваня,
спрашивая Павлика в ухо достаточно громким шёпотом,
что мы услышали.
Павлик помолчал и сказал:
-"Тогда я любить её не буду."
Я задумался над тем,
что у самого Павлика не так много времени прошло,
как он перестал класть в штаны,
а теперь вот какие у него рассуждения -
любовь готов перечеркнуть.
Значит, помимо воли взрослых,
у детей и нечто самостоятельное развивается
в понимании культуры поведения, уважения,
переходящего в дружбу и любовь.
Чем же обворожила Юля Павлика?
Галина Александровна как то сказала,
что она просто удивлялась, глядя на Юлю,
которая подперев ручками подбородок и наклонив головку,
о чём-то своём улыбаясь, размышляла, мечтала.
Вероятно Павлик и не устоял перед такой Юлиной улыбкой.
5 июля вечером я пошёл за детьми в детский садик.
В группе Павлика я увидел Юлю первый раз.
Поздоровался с ней. Сказал, что я папа Павлика
и пригласил её к нам в гости.
Юля стыдливо спрятала своё личико.
А я продолжал приглашать и Юля встала,
пошла со мной и села одеваться перед своим шкафчиком.
Я сел рядом.
Тут подошли другие дети и воспитательница.
Заинтересованно следили, что будет дальше.
Видя полную решимость Юли идти в гости,
а у Галины Александровны
ответственность за детей
и в первую очередь перед родителями,
я сказал Юле, что сначала пойду
и скажу её папе и маме,
чтобы они разрешили ей пойти к нам в гости.
А Павлику по дороге домой объяснял,
что без разрешения Юлиного папы и Юлиной мамы,
сам понимаешь, в гости к нам Юле идти нельзя.
Павлик и Ваня согласились.
6 июля утром, когда я привёл Павлика в группу,
Галина Александровна рассказала мне,
что вчера в разговоре с Юлиной мамой она сказала ей
как Павлик со своим отцом чуть не увели Юлю к себе домой,
но ограничились тем, что спросили,
есть ли у Юли дома телефон,
чтобы позвонить и пригласить.
Ещё Галина Александровна сказала Юлиной маме,
чтобы предупредила тестя
о возможном телефонном звонке Павлика.
Юлина мама ответила, что тесть уехал
и можно спокойно звонить.
Они посмеялись и подумали о том,
что дружба Юли с Павликом
возможно сохранится на долгие годы.
Вечером этого дня, забирая детей из садика,
я дал Павлику четыре конфетки "Мечта"
и предложил угостить Юлю.
Мы уже были во дворе
и Павлик попросил вернуться в группу вместе со мной.
Он настоял и я, дойдя до дверей группы,
сказал Павлику, чтобы дальше он шёл сам.
Павлик зашёл, а я остался за дверью.
Слышу голос Галины Александровны:
-"Что ты забыл, Паша?"
Через некоторое время снова голос Галины Александровны:
-"А что надо сказать, Юля?"
Когда Павлик вышел, я спросил его:
-"Угостил Юлю?"
-"Да,- ответил Павлик,- и поцеловал!"
Какое бы внимание не уделялось одному ребёнку,
но если их двое, то не меньшее внимание надо уделять
и второму.
Поэтому, когда мы подошли к группе Вани,
где он стоял в окружении своих друзей,
я всех угостил конфетками.
На что Ваня ответил:
-"Всем конфетки - по братски!"
По дороге Павлик попросил у меня конфетку:
-"Да-а... Юле так вон сколько много, а мне так одну."
-"Так Юля же девочка!"-
пытался я доказать превосходство девочек при делении конфет.
-"Дай мне хоть одну ещё и всё."-
почти согласился Павлик. Пришлось выполнить его просьбу.
Соответственно дал ещё одну и Ване.
На следующий день 7 июля Павлик,
рассказывая маме (по моей просьбе) о том,
как он угостил конфетками Юлю,
сказал, что поцеловать Юлю подсказала
Галина Александровна.
Надо заметить, что в основном дети
руководствуются советами взрослых.
Желая в большей степени приблизить детей к Истине,
я решил сходить с ними в планетарий.
По дороге я объяснял детям о вечности Вселенной,
о бесконечности пространства, о вакууме.
В какой-то мере мне удалось объяснить детям,
что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот -
как смотрится на самом деле, что эта видимость - обман.
Насколько они поняли - не знаю.
И вот мы в планетарии.
Павлик каким-то образом понял и побежал вращать
установленные на осях макеты Земли, Луны, Марса.
Пришлось останавливать и его, и Землю, и Луну, и Марс.
Наконец в зале, где мы устроились в креслах,
постепенно начал гаснуть свет.
Мы увидели сумерки над Москвой,
затем вечер и ночное небо.
В какой-то мере даже потянуло в сон,
но программа была интересной.
На овальном куполе планетария мы видели звёзды такими,
какими их видят космонавты на орбите.
После посещения планетария
я попросил детей поделиться впечатлениями.
Больше всего меня рассмешило и в то же время удивило
своей непосредственностью высказывание Павлика
о том, что планетарий, то есть сфера звёзд
под овальным куполом - это мешок со звёздами.
В принципе так оно и есть на самом деле, а почему нет?
Другой вопрос - а что там за пределами мешка...
Забирая детей из детского садика,
я как-то опять разговорился с ними о звёздах,
о том, что они на небе маленькие,
а на самом деле они больше Луны и Солнца.
И никто ещё не придумал как добраться до звёзд.
-"Я знаю как добраться до звёзд."-
очень спокойно сказал Ваня.
Я остановился и не моргая жду ответа
от своего пятилетнего сына.
-"Очень просто,- ответил Ваня,-
надо поставить большую лестницу."
Поистине - проще некуда.
Однажды у меня был разговор с Павликом,
когда мы летели на самолёте.
Этот разговор вдохновил меня сочинить стих:
ОБЛАКА УПАЛИ.
Как появляются мыслишки
В двух с половиной лет сынишке?
Перед полётом говорю:
-"На облака я ВВЕРХ смотрю.
Наш самолёт взлетел! Мы в небе!
Где облака? Ну что за небыль?"
Не долго думая, смышлённый Павлик
Сказал:-"Под ноги облака упали."
Было время я показывал
на движущиеся по улицам автомобили
и называл марки - "Волга", "Жигули", "Запорожец",
"Победа", "Москвич".
Пытался как-то обозначить разницу в автомобилях,
но потом решил просто называть марки не комментируя.
И дети сами запоминали, и сами объясняли,
что например "Волга" больше "Запорожца."
-"А это какая машина ?"- спрашиваю Павлика.
-"Зигули."- отвечает Павлик.
В глазах детей я не был постоянно всё знающим
и правильно во всём разбирающимся отцом.
Приходилось перед детьми и извиняться.
Например, был случай,
когда оба были уже школьниками,
я поставил сыновей
друг против друга в разные углы и сказал:
-"Будете стоять молча, пока не сознаетесь,
кто перевёл стрелки часов на будильнике."
Долго стояли. Я даже удивился. Было заметно,
как они молча о чём-то разговаривали глазами,
руками, жестами, мимикой...
Но всё закончилось не в мою пользу.
Вернулась из магазина жена и сказала:
-"По всей стране был перевод стрелок часов
на летнее время."
Насколько смог, объяснил ситуацию детям
и извинился перед ними за свою ошибку.
Интересный случай произошёл однажды,
когда жена была с детьми дома без меня.
В случившемся виновата скорее всего
передающаяся по наследству на генетическом уровне
боязнь женщинами мышей,
которых в доме у нас к стати и не было.
А вот на даче иногда мыши появлялись
и одной я благодарен по сей день.
Возвращаясь в прошлое,
сначала расскажу очень для меня приятную
историю ранее случившегося.
Я только что познакомился со своей будущей женой.
Знакомство произошло достаточно своеобразно.
Надо было срочно укрепить оконный витраж на шестом этаже.
Пришлось работать,
находясь в механической строительной люльке
снаружи здания АТС (Автоматической Телефонной Станции)
у станции метро "Водный стадион".
До шестого этажа было уже в полном смысле слова -
рукой подать, что я и сделал.
Находясь ниже окна в люльке,
рукой дотянулся и положил ладонь на подоконник.
А рядом с окном в кабинете сидела - она!
Увидела руку... Шестой этаж... Что за наваждение?..
Тут я и появился.
Сидела она на стуле,
положив ступни ног на рядом стоявший стул таким образом,
что просматривались, скажу я вам, красивые ноги.
Мне подумалось - эта девушка или всё видавшая в любви,
или ничего пока не испытавшая.
Забегая вперёд, хочу сказать,
что в итоге оказалось верным моё второе предположение.
На экраны кинотеатров вышел фильм
"Генералы песчаных карьеров".
Я с трудом достал два билета в кинотеатр "Мир"
и пригласил свою будущую жену.
А однажды мы поехали с ней на дачу зимой -
что-то там надо было сделать.
Поработал во дворе, захожу в дачный домик,
вижу посередине комнаты табуретка,
на табуретке стоит она и вся какая-то сжавшаяся.
Спрашиваю, что случилось?
Мышка - испуганно шепчет она.
Я топнул ногой по полу, сказал, что мышка убежала,
взял её за руку, она спустилась с табуретки,
я обнял её и первый раз поцеловал.
За уши она меня не взяла и не оттолкнула.
Спасибо мышке, которой увы не оказалось рядом,
когда Павлик хотел поцеловать Юлю первый раз.
Теперь подошло время рассказать о том,
как жене в городской квартире послышалось шуршание,
передающееся по наследству на генетическом уровне.
На даче она залезла на табуретку и испуганно молчала.
А в городской квартире оглушительно завизжала
и присела в середине комнаты,
испугавшись ещё и того,
что своим визгом скорее всего
напугала малолетних детей.
Ваня и Павлик удивлённые медленно заходят в комнату,
видят посередине комнаты присевшую маму,
обходят её вокруг и спрашивают:
-"Мама, а ты ещё раз сможешь так закричать?"
Им, видите ли, понравилось.
Да и мне тогда на даче повезло.
Дети растут, взрослеют.
Павлика перевели
в среднюю группу детского садика без Юли,
потому что Юля на год младше Павлика
и она осталась в ясельной группе.
Разлука для Павлика была не простой.
Но и я не очень то стремился подсказывать Павлику
пути для встречи с Юлей и вот почему.
Это произошло,
когда Павлик и Юля были ещё вместе в ясельной группе.
Возвращаясь из детского садика,
мы зашли в универмаг.
Я был в обувном отделе.
Смотрю бежит Павлик, ищет меня. Нашёл.
Зовёт пойти с ним. Объясняет,
что там стоит его Юля и плачет.
Я пошёл с ним.
Но Юлю мы не нашли.
А жена сказала,
что когда она входила в универмаг с Павликом,
увидела Юлю и сказала об этом ему.
Юля плакала, а Павлик прошёл мимо
и побежал искать меня,
чтобы показать мне где плачет Юля.
Я обдумывал случившееся, желая понять,
почему Павлик не подошёл к плачущей Юле сам
и не поговорил с ней сам,
и не успокоил её сам,
а побежал искать меня.
Скорее всего это произошло
потому что по всей видимости
я проявлял повышенный интерес к Юле
и этот мой интерес
в понимании Павлика
стал больше значить для Павлика,
чем его самого влечение к Юле.
Короче говоря у Павлика
притормозилось личное влечение к Юле
из-за моего возможно излишнего интереса к ней.
Мне надо быть в этом вопросе похладнокровнее,
поосмотрительнее и поступать так, чтобы инициатива
в дружеских отношениях Юли и Павлика
была бы не только от взрослых,
но и росла в самих детях.
А что такое любовь?
Это наверное когда дети, повзрослев,
всю инициативу взаимных отношений,
ответственность перед своими родителям
и будущими своими детьми,
взваливают на свои плечи!
Самостоятельность!
Вот что надо воспитывать в детях,
чтобы под старость нам не беспокоиться -
как же, что же, куда же
денутся наши дети.
В самостоятельности залог счастья
наших детей
и нас самих.
Поэтому я сказал Павлику, что если он хочет,
то мы можем зайти на веранду в детском садике, где Юля.
Павлик захотел.
А я на этот случай приготовил кулёчек с виноградом,
который Павлик и передал Юле.
Увидев Павлика, Юля стояла не двигаясь.
Воспитательница Галина Александровна
посоветовала Юле: -"Скажи - спасибо."
Но Юля только бросила взгляд на Галину Александровну
и продолжала не моргая смотреть на Павлика.
Я сказал Павлику, чтобы он помахал Юле рукой,
что он и сделал. Мы ушли к ожидавшему нас Ване.
Интересно бы узнать, о чём думала Юля,
глядя на Павлика.
А о том, как думает Юлина мама,
мы через некоторое время услышали.
Получилось так, мы всей семьёй были на улице у магазина.
Тут я увидел Юлю с мамой и сказал об этом Павлику.
А несколько дней раньше
я разговаривал с Павликом о Юле и спрашивал его,
что бы он сделал,
если бы увидел Юлю на улице.
Павлик ответил, что подошёл бы и поцеловал.
Всё так и получилось.
Юля опять не моргая смотрела на Павлика.
А Юлина мама, обращаясь к своей подруге,
с которой была, и в то же время к нам, сказала,
что готова отдать нам Юлю и до совершеннолетия
помогать финансами, купить кооперативную квартиру...
Честно признаться мы тоже самое смогли бы сделать
и для нашего Павлика.
Пусть бы жил в Юлиной семье.
Но это наше взаимное желание самоустраниться
от воспитания детей вряд ли привело бы к добру.
Другое дело если возникнут такие обстоятельства в жизни,
например, родители чьих-то детей будут тяжело больны,
да мало ли что может случиться -
вот тут-то, касаясь вопроса воспитания детей,
не будет лишним, учитывая дружбу Юли и Павлика,
постараться сделать всё возможное и необходимое
для продолжения их дружбы уже в условиях одной семьи.
Но всё это из области фантазий.
Действительность диктует и налагает на нас
повседневную заботу о наших детях.
Заботу о том, чтобы у наших детей
было счастливое будущее.
Наши двухэтажные дома по Краснодонской улице снесли.
На их месте выросли многоэтажки.
Нас расселили в разные районы Москвы.
Прошло более тридцати лет.
Как сложилась жизнь у Юли?
Юля! Отзовись!