Ясельная любовь...

Москва, улица Таганрогская, дом 22,

ясли-сад № 616, март 1980 года,

заведующая - Шипорева Татьяна Александровна.

Воспитательница младшей ясельной группы

Галина Александровна

рассказывает моей жене как наш сын Павлик,

которому исполнилось 3 года и 3 месяца влюбился в Юлю,

она на год младше Павлика,

и как наш сын ухаживает за Юлей.

Например, заметив, что у Юли развязался шнурок,

Павлик подходит к тёте Гале

(так он обращается к своей воспитательнице в связи с тем,

что выговаривать имя и отчество при всём его желании

весьма трудоёмко - Галина Алитвантовна)

и просит тётю Галю завязать шнурок у Юли,

что она и сделала.

А когда за Юлей пришёл её папа,

Павлик вышел в прихожую посмотреть на него.

Посмотрел, вернулся в группу.

Затем снова вышел и, подойдя к Юлиному папе, спросил:

-"Ты Юлин папа?"

Глядя на Павлика, Юлин папа в свою очередь спросил

Галину Александровну:

-"Кто это?"

-"Ваш зять."- не замедлила с ответом Галина Александровна.

Дома я спросил Павлика:

-"Ты любишь Юлю?"

-"Да!"- убеждённо ответил он.

-"Тогда пригласи её к нам в гости."

То, что посоветовал мне Павлик, немного удивило.

-"А ты скажи Юлиному папе..."

Павлик решил, что он то пригласит Юлю, но этого мало.

Надо чтобы и папы договорились.

Видя такой оборот дела, я посоветовал Павлику

узнать номер телефона Юли.

-"Ладно!"- сказал Павлик и побежал играть

со старшим на полтора года братом Ваней.

В другой раз я спросил Павлика, как он играет с Юлей?

Павлик посвятил меня в неприятный для него случай.

Дело было со слов Павлика так -

он обнял Юлю и хотел поцеловать её,

но Юля взяла за уши Павлика и оттолкнула.

-"Больно было?"- спросил я.

-"Больно!"

-"Ты плакал?"

-"Да, плакал. А тётя Галя сказала,

что отведёт Юлю в другую группу.

Юля тоже плакала!"

-"Юля сделала тебе больно.

Теперь ты наверное не любишь Юлю?"

-"Люблю!"- опять же убеждённо ответил Павлик.

Я стал объяснять Павлику,

что нельзя лезть к девочке с поцелуями.

Надо, чтобы она тебя полюбила.

Вот тогда надо целовать.

А так играй с ней хорошо и дружи.

В среду 23 апреля вечером, придя с работы,

я спросил Павлика:

-"Как прошёл день в садике?"

Павлик ответил:

-"Надо принести надувные шарики на праздник Первомая."

-"Всем надо принести в садик шарики? И Юле тоже?"

-"Да,- ответил Павлик и добавил,- сегодня Юля спросила:

где мой Паша? И стояла вот так."

Павлик расставил руки.

-"Ну и что ты ответил?"

-"Я подошёл и поцеловал Юлю."

Тут Павлик сорвался с места и побежал догонять Оксану.

К стати о шестилетней Оксане Кирсановой.

Мы соседи по подъезду в доме на Краснодонской улице.

В разговоре моей жены с мамой Оксаны, выяснилось -

Ваня и Павлик целуют Оксану лучше, чем родители.

-"Как это?"- удивился я.

-"А вот так,- ответила Оксана,- не слюнявят,

а только прикасаются губами."

Я решил поговорить с Ваней:

-"Ты играешь с девочками в садике?"

-"Да."

-"А как вы играете?"

-"А мы их голопузим!"

-"Как это?"

Не моргая смотрю на Ваню.

Ваня задрал рубаху и стал тереть ладонью по своему животу:

-"Вот так!"

Слушавший наш разговор Павлик, попросил Ваню:

-"Ваня, ты мне поможешь голопузить Оксану,

когда она придёт к нам в гости?"

И дети мои пошли, рассуждая о чём-то своём.

Я к жене:

-"Послушай! Не рано ли у наших детей

появляются признаки любви?"

-"Это ещё что,- ответила жена,-

например Ваня говорит мне, роди девочку,

а то не на ком будет жениться."

О том, откуда он взялся,

Ваня спросил меня, когда ему не было 4-х лет.

Тогда я ему ответил, что он родился в родильном доме

и что родила его мама из животика

через пупок. Говорить голую правду я не решился.

Но и лгать, что он из магазина, я не стал.

К пяти годам Ваня решил,

что уже надо готовиться к женитьбе.

И вот результат - мама роди девочку.

И главное - для чего?

Я не против того, что все дети мальчики и девочки

учатся ухаживать друг за другом,

быть благородными.

Но зачем же голопузить?

Откуда это у них?

Зачем им это сейчас?

На этот счёт есть у меня догадки

о несдержанности родителей

в интимных любовных вопросах в присутствии детей,

да и несоответствие работников детских яслей и садов.

Вспоминаю случай в детских яслях,

в которые мы раньше водили детей.

Эти детские ясли находились

не далеко от кинотеатра "Алтай".

Пришлось мне вернуться в группу,

забыл оставить запасные колготки.

Время было около девяти часов утра.

Всех детей родители уже привели.

Я открыл дверь в прихожую и подошёл к шкафчику,

чтобы оставить запасные колготки.

За дверью слышу голоса детей и воспитательницы с няней.

Самым прискорбным было то,

что в присутствии детей взрослые говорили,

употребляя мат:

-"А эта .лядь грозится пожаловаться в партком,

ё. твою мать. Плохо нянчимся.

Да горшок партии она и вы.банный ею выродок."

В порыве гнева я открыл дверь в группу,

но взрослые уже вышли в другую дверь, в сторону кухни.

Время завтрака.

Я не стал догонять и вообще ничего не стал выяснять.

Спросите - почему?

Потому что здоровье и жизнь детей дороже всяких выяснений.

Одно дело рисковать своим здоровьем и жизнью,

и совсем другое -

рисковать жизнью и здоровьем малолетних детей.

Эта тема отдельного повествования,

но если коротко обрисовать ситуацию,

то это когда, например, маньяки берут в заложники,

под угрозой смерти, детей,

тогда вынужденно выполняются все их требования.

Сравнение достаточно приблизительное,

но в правильном направлении.

Не буду углубляться в эту тему,

а тогда нашёлся единственный выход -

перевести детей в другой детский сад,

что мы и сделали, приложив максимум усилий.

Оценку ухода за детьми

в различных детских садах родители знали,

разговаривая между собой и находили где лучше.

Я обратил однажды внимание на то,

что когда у нас в гостях были шестилетние Оксана и Алёша,

то в игре наши дети дошли до того,

что начали голопузить Оксану.

Я прекратил эту игру и посоветовал Оксане

хорошенько побить того, кто будет так играть с ней.

Через некоторое время слышу плачет Павлик.

За попытку поголопузить, Оксана надавала ему по заду.

Павлик пришёл ко мне жаловаться.

А я поставил его в угол и сказал:

-"Если ты будешь голопузить, тебя никто не будет любить

и в первую очередь - твоя Юля."

-"Я больше не буду."- ответил Павлик.

На следующий день утром Павлик проснулся

с плохим настроением. Всё ему мешало. Хныкал.

Ходил босиком. Никак не мог одеться.

Я сказал ему:

-"Вот расскажу Юле, что ты сам не можешь одеться,

плачешь - и Юля посмеётся над тобой."

К моему удивлению Павлик как-то собрался с духом

и стал аккуратно одеваться.

-"Подействовало?" - подошла ко мне жена.

Да, есть что-то светлое в отношениях детей между собой.

А нам надо умело направлять в нужное русло всё то светлое,

что зарождается в душах наших детей.

Правильные мысли о воспитании детей

у нас бывают довольно часто.

Но самое главное, это наши поступки, наше поведение.

Правильно ли мы сочетаем то, что говорим детям

и как поступаем сами.

Очень важно знать уровень детского сознания.

К примеру, я спрашиваю Павлика:

-"Как ты играешь в детском садике?"

-"Хорошо."- отвечает Павлик.

-"А как играет Юля?"

-"Она разбрасывает игрушки."

-"А ты ей говорил, что нельзя разбрасывать?"

-"Говорил, а она всё равно разбрасывает."

-"Надо как-то повлиять на Юлю,

чтобы она собирала игрушки."

-"А-та-та по попе."- посоветовал Павлик.

-"Ну зачем же бить?- возразил я- ей больно будет."

-"Потихонечку."- заметил Павлик.

В данном случае Павлик знал, что говорил,

потому что получал по попе.

Наверное он и сделал бы так же, посоветуй я ему.

А вот в другой ситуации ответственности решения вопроса

Павлик очень настоятельно добивался от меня.

Получилось так, я вынес детские качели во двор.

Первым сел качаться Ваня.

Павлик просил меня, чтобы я дал ему возможность

покачаться на качелях.

Ваня уже долго качался.

Образовалась целая очередь детей перед качелей.

Я было сказал:

-"Сами разбирайтесь."
Но Ваня упорно не хотел покидать качели.

А Павлик не менее упорно не отставал от меня,

чтобы дать ему покачаться.

Я сильно раскачал Ваню, чтобы он скорее накачался,

но ему это только понравилось.

Уговоры на Ваню не действовали

и дети начали стаскивать Ваню с качелей.

Я молча наблюдал и увидел как Ваня

с обиженными глазами, готовыми брызнуть слезами,

сам слез с качелей, убежал домой,

разделся и лёг на кровать,

укрывшись с головой одеялом.

Павлик качался на качелях,

а я чувствуя что-то недоброе с Ваней,

пошёл домой и присел у его кроватки.

Долго его убеждал в том,

что надо по очереди качаться на качелях

и тут же спросил:

-"А может быть тебя в садике кто-нибудь обидел?"

-"Да."- выдавил из себя Ваня.

-"Кто же тебя обидел?"

-"Одна девочка."

-"Как она тебя обидела?"

-"Она меня била. Попала в один глаз и в другой.

А я ей попал только в один."

-"За что же она тебя била?"

-"Не знаю. Ни за что."

-"Так не бывает,- засомневался я,-

без причины никто никого бить не будет."

-"Я с ней даже не играл,- насупился Ваня,-

а она стала меня бить."

-"Так может быть в этом и причина,-

начал я строить догадки,-

может быть девочка хотела с тобой играть,

а ты её не замечал. Вот она и побила тебя.

Ты подумай, Ваня.

Конечно может быть причина в чём-то другом.

Но ты подумай!"

Заметив, что Ваня задумался
и с его лица начали сходить мрачные тени,

я под предлогом, что мне надо к Павлику,

ушёл, оставив его одного.

Через несколько минут Ваня вышел во двор с улыбкой

и подошёл к качелям.

Забегая вперёд, хочу сказать,

что и Ваня, и Павлик прислушивались

к моим советам и выполняли их.

Например, в первом классе, в школе на перемене

какой-то старшеклассник обидел Ваню

и как малолетку стукнул,

потому что Ваня не дал ему денег,

которых у Вани и не было.

Я наставлял Ваню,

чтобы в школе он вёл себя хорошо

и ни с кем не дрался,

но когда Ваня рассказал об этом старшекласснике,

я удивился:

-"Почему ты не дал ему сдачи, когда он тебя ударил?"

-"Ты говорил, чтобы я в школе не дрался."

-"Если тебя ударили - надо дать сдачи."

На следующий день

Ваня дал сдачи старшекласснику ногой в зад,

когда тот наклонился завязывать шнурки на ботинках.

Рядом оказалась учительница,

которая не дала разгореться драке.

Она же караулила Ваню все перемены,

чтобы старшеклассник не побил его и передала нам Ваню

в целости и сохранности,

когда мы пришли за ним в школу.

По дороге домой я объяснял Ване,

что сдачи надо давать сразу,

а не через какое-то время.

В дальнейшем мы узнали,

что старшеклассник зауважал Ваню.

Но вернёмся в детский садик.

30 мая Павлик пришёл из детского садика и сказал:

-"А сегодня у Юли было много игрушек.

Разные одеяла, подушки

и она никому не давала поиграть, только мне."

Первый день лета 1980 года совпал с воскресеньем.

Детям мы обещали, в связи с отличной погодой,

прогулку в Кузьминский лесопарк,

который в нескольких остановках на троллейбусе.

Прибежав со двора, Павлик закричал:

-"Папа! Пойдём скорее в лес,

я видел как моя Юля поехала в лес на троллейбусе!"

Закончив сборы, мы тоже поехали в лесопарк.

Там на одной из детских площадок

мы встретили в розовеньком платьице Юлю.

Она была в сопровождении бабушки и девочки постарше.

Я спросил Павлика:

-"Это твоя Юля?"

-"Да."- ответил Павлик.

-"Поиграй с Юлей."- посоветовал я.

Юля пыталась залезть на пирамиду по ступенькам.

Высота пирамиды была свыше трёх метров.

Юле не удавалось подняться и на две ступеньки,

а Павлик раньше поднимался на эту пирамиду,

но не до самого верха.

А тут Юля смотрит на Павлика.

Так он поднялся на самую последнюю ступеньку

и держался за самую верхушку шпиля.

А потом даже не стал держаться и размахивал руками так,

что сердце у моей жены ёкнуло

и она чуть не полезла на пирамиду,

чтобы снять Павлика.

Но у Павлика будто выросли крылья за спиной.

Он благополучно спустился с пирамиды

и начал бегать кругами вокруг Юли.

Несколько раз больно падал и ни капли слезинки.

Затем он попросил мяч

и стал гонять его по детской площадке,

как заправский футболист.

А Юля, не обращая на Павлика внимания,

играла в песочнице.

Увидев, что бабушка Юли собирается домой,

я подошёл к Юле и спросил её:

-"Ты знаешь Павлика?"

Она утвердительно кивнула головкой. Бабушка спросила:

-"Юля и Павлик знакомы?"

Я ответил, что не только знакомы,

но и посещают в детском садике одну группу

и у них не только дружба, но и нечто большее - любовь.

Я повёл Павлика и Юлю,

взяв их за руки в сторону троллейбусной остановки,

чтобы уехать домой.

Ушедшие вперёд жена и Ваня ждали нас.

Жена спросила:

-"Ну что? Украли Юлю?"

-"По доброму согласию."- ответил я.

Тут подошла бабушка и сказала,

что им надо идти в другую сторону.

-"Как в другую?"- не понял я.

-"Так мы живём здесь рядом с метро Кузьминки

и наш детский садик здесь рядом."

Мне осталось только удивиться и распрощаться.

Юля помахала нам ручкой.

А я всю дорогу допытывался у Павлика:

-"Какая это Юля?

Та, что в одной группе с тобой в садике

или же другая?"

Павлик отвечал:

-"Да, эта Юля из моей группы."

Я сомневался.

А на следующий день жена убеждённо сказала,

что Юля из парка, это не Юля из группы Павлика.

В чём он ей сам признался.

Значит Павлику мало того,

что он проводит время каждый день

в садике вместе с Юлей,

так ко всему этому она ему ещё и в выходной день

сначала показалась в троллейбусе

(или он это выдумал после того,

как ему пообещали поехать на троллейбусе в лесопарк),

а затем он даже (возможно нарочно) обознался,

чтобы поиграть рядом с незнакомой Юлей в парке.

Тут я решил с ним поговорить:

-"Павлик! А если твоя Юля узнает,

что ты играл с другой девочкой, она обидится?"

-"Нет!"- ответил Павлик.

-"А если твоя Юля будет играть с другим мальчиком,

ты обидишься?"

-"Да!"

-"Тогда запомни, Павлик, что дружить и ты, и Юля

можете со всеми мальчиками и девочками,

а вот если ты любишь свою Юлю, то люби её одну,

а дружить можно и нужно со всеми.

Ты меня понял?"

-"Понял!"- ответил Павлик.

Уж не знаю, что там понял Павлик,

но тут в разговор вмешался, слушавший нас, Ваня:

-"А Юля писает в трусики?"

-"Нет!"- ответил Павлик.

-"А какает в колготки?"- не унимался Ваня,

спрашивая Павлика в ухо достаточно громким шёпотом,

что мы услышали.

Павлик помолчал и сказал:

-"Тогда я любить её не буду."

Я задумался над тем,

что у самого Павлика не так много времени прошло,

как он перестал класть в штаны,

а теперь вот какие у него рассуждения -

любовь готов перечеркнуть.

Значит, помимо воли взрослых,

у детей и нечто самостоятельное развивается

в понимании культуры поведения, уважения,

переходящего в дружбу и любовь.

Чем же обворожила Юля Павлика?

Галина Александровна как то сказала,

что она просто удивлялась, глядя на Юлю,

которая подперев ручками подбородок и наклонив головку,

о чём-то своём улыбаясь, размышляла, мечтала.

Вероятно Павлик и не устоял перед такой Юлиной улыбкой.

5 июля вечером я пошёл за детьми в детский садик.

В группе Павлика я увидел Юлю первый раз.

Поздоровался с ней. Сказал, что я папа Павлика

и пригласил её к нам в гости.

Юля стыдливо спрятала своё личико.

А я продолжал приглашать и Юля встала,

пошла со мной и села одеваться перед своим шкафчиком.

Я сел рядом.

Тут подошли другие дети и воспитательница.

Заинтересованно следили, что будет дальше.

Видя полную решимость Юли идти в гости,

а у Галины Александровны

ответственность за детей

и в первую очередь перед родителями,

я сказал Юле, что сначала пойду

и скажу её папе и маме,

чтобы они разрешили ей пойти к нам в гости.

А Павлику по дороге домой объяснял,

что без разрешения Юлиного папы и Юлиной мамы,

сам понимаешь, в гости к нам Юле идти нельзя.

Павлик и Ваня согласились.

6 июля утром, когда я привёл Павлика в группу,

Галина Александровна рассказала мне,

что вчера в разговоре с Юлиной мамой она сказала ей

как Павлик со своим отцом чуть не увели Юлю к себе домой,

но ограничились тем, что спросили,

есть ли у Юли дома телефон,

чтобы позвонить и пригласить.

Ещё Галина Александровна сказала Юлиной маме,

чтобы предупредила тестя

о возможном телефонном звонке Павлика.

Юлина мама ответила, что тесть уехал

и можно спокойно звонить.

Они посмеялись и подумали о том,

что дружба Юли с Павликом

возможно сохранится на долгие годы.

Вечером этого дня, забирая детей из садика,

я дал Павлику четыре конфетки "Мечта"

и предложил угостить Юлю.

Мы уже были во дворе

и Павлик попросил вернуться в группу вместе со мной.

Он настоял и я, дойдя до дверей группы,

сказал Павлику, чтобы дальше он шёл сам.

Павлик зашёл, а я остался за дверью.

Слышу голос Галины Александровны:

-"Что ты забыл, Паша?"

Через некоторое время снова голос Галины Александровны:

-"А что надо сказать, Юля?"

Когда Павлик вышел, я спросил его:

-"Угостил Юлю?"

-"Да,- ответил Павлик,- и поцеловал!"

Какое бы внимание не уделялось одному ребёнку,

но если их двое, то не меньшее внимание надо уделять

и второму.

Поэтому, когда мы подошли к группе Вани,

где он стоял в окружении своих друзей,

я всех угостил конфетками.

На что Ваня ответил:

-"Всем конфетки - по братски!"

По дороге Павлик попросил у меня конфетку:

-"Да-а... Юле так вон сколько много, а мне так одну."

-"Так Юля же девочка!"-

пытался я доказать превосходство девочек при делении конфет.

-"Дай мне хоть одну ещё и всё."-

почти согласился Павлик. Пришлось выполнить его просьбу.

Соответственно дал ещё одну и Ване.

На следующий день 7 июля Павлик,

рассказывая маме (по моей просьбе) о том,

как он угостил конфетками Юлю,

сказал, что поцеловать Юлю подсказала

Галина Александровна.

Надо заметить, что в основном дети

руководствуются советами взрослых.

Желая в большей степени приблизить детей к Истине,

я решил сходить с ними в планетарий.

По дороге я объяснял детям о вечности Вселенной,

о бесконечности пространства, о вакууме.

В какой-то мере мне удалось объяснить детям,

что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот -

как смотрится на самом деле, что эта видимость - обман.

Насколько они поняли - не знаю.

И вот мы в планетарии.

Павлик каким-то образом понял и побежал вращать

установленные на осях макеты Земли, Луны, Марса.

Пришлось останавливать и его, и Землю, и Луну, и Марс.

Наконец в зале, где мы устроились в креслах,

постепенно начал гаснуть свет.

Мы увидели сумерки над Москвой,

затем вечер и ночное небо.

В какой-то мере даже потянуло в сон,

но программа была интересной.

На овальном куполе планетария мы видели звёзды такими,

какими их видят космонавты на орбите.

После посещения планетария

я попросил детей поделиться впечатлениями.

Больше всего меня рассмешило и в то же время удивило

своей непосредственностью высказывание Павлика

о том, что планетарий, то есть сфера звёзд

под овальным куполом - это мешок со звёздами.

В принципе так оно и есть на самом деле, а почему нет?

Другой вопрос - а что там за пределами мешка...

Забирая детей из детского садика,

я как-то опять разговорился с ними о звёздах,

о том, что они на небе маленькие,

а на самом деле они больше Луны и Солнца.

И никто ещё не придумал как добраться до звёзд.

-"Я знаю как добраться до звёзд."-

очень спокойно сказал Ваня.

Я остановился и не моргая жду ответа

от своего пятилетнего сына.

-"Очень просто,- ответил Ваня,-

надо поставить большую лестницу."

Поистине - проще некуда.

Однажды у меня был разговор с Павликом,

когда мы летели на самолёте.

Этот разговор вдохновил меня сочинить стих:

ОБЛАКА УПАЛИ.

Как появляются мыслишки

В двух с половиной лет сынишке?

Перед полётом говорю:

-"На облака я ВВЕРХ смотрю.

Наш самолёт взлетел! Мы в небе!

Где облака? Ну что за небыль?"

Не долго думая, смышлённый Павлик

Сказал:-"Под ноги облака упали."

Было время я показывал

на движущиеся по улицам автомобили

и называл марки - "Волга", "Жигули", "Запорожец",

"Победа", "Москвич".

Пытался как-то обозначить разницу в автомобилях,

но потом решил просто называть марки не комментируя.

И дети сами запоминали, и сами объясняли,

что например "Волга" больше "Запорожца."

-"А это какая машина ?"- спрашиваю Павлика.

-"Зигули."- отвечает Павлик.

В глазах детей я не был постоянно всё знающим

и правильно во всём разбирающимся отцом.

Приходилось перед детьми и извиняться.

Например, был случай,

когда оба были уже школьниками,

я поставил сыновей

друг против друга в разные углы и сказал:

-"Будете стоять молча, пока не сознаетесь,

кто перевёл стрелки часов на будильнике."

Долго стояли. Я даже удивился. Было заметно,

как они молча о чём-то разговаривали глазами,

руками, жестами, мимикой...

Но всё закончилось не в мою пользу.

Вернулась из магазина жена и сказала:

-"По всей стране был перевод стрелок часов

на летнее время."

Насколько смог, объяснил ситуацию детям

и извинился перед ними за свою ошибку.

Интересный случай произошёл однажды,

когда жена была с детьми дома без меня.

В случившемся виновата скорее всего

передающаяся по наследству на генетическом уровне

боязнь женщинами мышей,

которых в доме у нас к стати и не было.

А вот на даче иногда мыши появлялись

и одной я благодарен по сей день.

Возвращаясь в прошлое,

сначала расскажу очень для меня приятную

историю ранее случившегося.

Я только что познакомился со своей будущей женой.

Знакомство произошло достаточно своеобразно.

Надо было срочно укрепить оконный витраж на шестом этаже.

Пришлось работать,

находясь в механической строительной люльке

снаружи здания АТС (Автоматической Телефонной Станции)

у станции метро "Водный стадион".

До шестого этажа было уже в полном смысле слова -

рукой подать, что я и сделал.

Находясь ниже окна в люльке,

рукой дотянулся и положил ладонь на подоконник.

А рядом с окном в кабинете сидела - она!

Увидела руку... Шестой этаж... Что за наваждение?..

Тут я и появился.

Сидела она на стуле,

положив ступни ног на рядом стоявший стул таким образом,

что просматривались, скажу я вам, красивые ноги.

Мне подумалось - эта девушка или всё видавшая в любви,

или ничего пока не испытавшая.

Забегая вперёд, хочу сказать,

что в итоге оказалось верным моё второе предположение.

На экраны кинотеатров вышел фильм

"Генералы песчаных карьеров".

Я с трудом достал два билета в кинотеатр "Мир"

и пригласил свою будущую жену.

А однажды мы поехали с ней на дачу зимой -

что-то там надо было сделать.

Поработал во дворе, захожу в дачный домик,

вижу посередине комнаты табуретка,

на табуретке стоит она и вся какая-то сжавшаяся.

Спрашиваю, что случилось?

Мышка - испуганно шепчет она.

Я топнул ногой по полу, сказал, что мышка убежала,

взял её за руку, она спустилась с табуретки,

я обнял её и первый раз поцеловал.

За уши она меня не взяла и не оттолкнула.

Спасибо мышке, которой увы не оказалось рядом,

когда Павлик хотел поцеловать Юлю первый раз.

Теперь подошло время рассказать о том,

как жене в городской квартире послышалось шуршание,

передающееся по наследству на генетическом уровне.

На даче она залезла на табуретку и испуганно молчала.

А в городской квартире оглушительно завизжала

и присела в середине комнаты,

испугавшись ещё и того,

что своим визгом скорее всего

напугала малолетних детей.

Ваня и Павлик удивлённые медленно заходят в комнату,

видят посередине комнаты присевшую маму,

обходят её вокруг и спрашивают:

-"Мама, а ты ещё раз сможешь так закричать?"

Им, видите ли, понравилось.

Да и мне тогда на даче повезло.

Дети растут, взрослеют.

Павлика перевели

в среднюю группу детского садика без Юли,

потому что Юля на год младше Павлика

и она осталась в ясельной группе.

Разлука для Павлика была не простой.

Но и я не очень то стремился подсказывать Павлику

пути для встречи с Юлей и вот почему.

Это произошло,

когда Павлик и Юля были ещё вместе в ясельной группе.

Возвращаясь из детского садика,

мы зашли в универмаг.

Я был в обувном отделе.

Смотрю бежит Павлик, ищет меня. Нашёл.

Зовёт пойти с ним. Объясняет,

что там стоит его Юля и плачет.

Я пошёл с ним.

Но Юлю мы не нашли.

А жена сказала,

что когда она входила в универмаг с Павликом,

увидела Юлю и сказала об этом ему.

Юля плакала, а Павлик прошёл мимо

и побежал искать меня,

чтобы показать мне где плачет Юля.

Я обдумывал случившееся, желая понять,

почему Павлик не подошёл к плачущей Юле сам

и не поговорил с ней сам,

и не успокоил её сам,

а побежал искать меня.

Скорее всего это произошло

потому что по всей видимости

я проявлял повышенный интерес к Юле

и этот мой интерес

в понимании Павлика

стал больше значить для Павлика,

чем его самого влечение к Юле.

Короче говоря у Павлика

притормозилось личное влечение к Юле

из-за моего возможно излишнего интереса к ней.

Мне надо быть в этом вопросе похладнокровнее,

поосмотрительнее и поступать так, чтобы инициатива

в дружеских отношениях Юли и Павлика

была бы не только от взрослых,

но и росла в самих детях.

А что такое любовь?

Это наверное когда дети, повзрослев,

всю инициативу взаимных отношений,

ответственность перед своими родителям

и будущими своими детьми,

взваливают на свои плечи!

Самостоятельность!

Вот что надо воспитывать в детях,

чтобы под старость нам не беспокоиться -

как же, что же, куда же

денутся наши дети.

В самостоятельности залог счастья

наших детей

и нас самих.

Поэтому я сказал Павлику, что если он хочет,

то мы можем зайти на веранду в детском садике, где Юля.

Павлик захотел.

А я на этот случай приготовил кулёчек с виноградом,

который Павлик и передал Юле.

Увидев Павлика, Юля стояла не двигаясь.

Воспитательница Галина Александровна

посоветовала Юле: -"Скажи - спасибо."

Но Юля только бросила взгляд на Галину Александровну

и продолжала не моргая смотреть на Павлика.

Я сказал Павлику, чтобы он помахал Юле рукой,

что он и сделал. Мы ушли к ожидавшему нас Ване.

Интересно бы узнать, о чём думала Юля,

глядя на Павлика.

А о том, как думает Юлина мама,

мы через некоторое время услышали.

Получилось так, мы всей семьёй были на улице у магазина.

Тут я увидел Юлю с мамой и сказал об этом Павлику.

А несколько дней раньше

я разговаривал с Павликом о Юле и спрашивал его,

что бы он сделал,

если бы увидел Юлю на улице.

Павлик ответил, что подошёл бы и поцеловал.

Всё так и получилось.

Юля опять не моргая смотрела на Павлика.

А Юлина мама, обращаясь к своей подруге,

с которой была, и в то же время к нам, сказала,

что готова отдать нам Юлю и до совершеннолетия

помогать финансами, купить кооперативную квартиру...

Честно признаться мы тоже самое смогли бы сделать

и для нашего Павлика.

Пусть бы жил в Юлиной семье.

Но это наше взаимное желание самоустраниться

от воспитания детей вряд ли привело бы к добру.

Другое дело если возникнут такие обстоятельства в жизни,

например, родители чьих-то детей будут тяжело больны,

да мало ли что может случиться -

вот тут-то, касаясь вопроса воспитания детей,

не будет лишним, учитывая дружбу Юли и Павлика,

постараться сделать всё возможное и необходимое

для продолжения их дружбы уже в условиях одной семьи.

Но всё это из области фантазий.

Действительность диктует и налагает на нас

повседневную заботу о наших детях.

Заботу о том, чтобы у наших детей

было счастливое будущее.

Наши двухэтажные дома по Краснодонской улице снесли.

На их месте выросли многоэтажки.

Нас расселили в разные районы Москвы.

Прошло более тридцати лет.

Как сложилась жизнь у Юли?

Юля! Отзовись!

Уважаемый читатель, оцените пожалуйста данное произведение!
Голосов пока нет