Центральный музей Тавриды


Центральный музей Тавриды обладает одной из самых внушительных экспозиций, включающей
предметы искусства, древности, полотна известных художников и исторические артефакты.
На протяжении конца 19 века многие богатые купцы и меценаты грезили идеей создания музея,
где были бы собраны все самые удивительные и интересные экспонаты со всей территории
Тавриды, но этой идее так и не суждено было воплотиться в жизнь из-за начавшейся революции.


После Гражданской войны идея создания музея всей истории полуострова была реализована,
в 1921 году в двухэтажном здании на одной из старых улиц Симферополя. Центральный музей
Тавриды создавался при активной поддержке ТУАК – Таврической ученой архивной комиссии,
поэтому сегодня здесь можно увидеть самые интересные и ценные с исторической точки
зрения документы и фотографии.


В выставочных залах Центрального музея Тавриды представлены обширные коллекции
древностей и старинных предметов, относящихся к различным периодам истории Крыма.
В музее также есть отдельный зал, где выставлены природные экспонаты, редкие минералы
и ископаемые.


Музей древностей создавался по инициативе Таврической ученой архивной комиссии (ТУАК),
цель которой состояла в изучении архивных дел и отборе для бессрочного хранения наиболее
значительных документов, представляющих историческую ценность. Комиссию возглавил
видный общественный деятель А. Х. Стевен, сын Х. Х. Стевена – основателя всемирно
известного Никитского ботанического сада. Подобные комиссии учреждались по всей России,
и Таврическая явилась седьмой по счету. Однако ее деятельность вскоре вышла за рамки
предписанных задач. Уже на втором заседании А. Х. Стевен обратил внимание присутствующих
на то, что «Крым более богат вещественными памятниками старины, чем письменными»,
поэтому устройство археологического музея представлялось вполне закономерным.


Деятельное участие в становлении и развитии Музея древностей приняли известные в научных
и культурных кругах люди: А. Л. Бертье-Делагард, А. И. Маркевич, Ф. Ф. Лашков, Н. Н. Клепинин,
А. И. Кашпар...


Музей комплектовался преимущественно из пожертвований «бескорыстных любителей старины».
И, поскольку комиссия публиковала сборники трудов «Известия ТУАК» с ежегодными отчетами,
мы знаем, кто были эти поименованные с благодарностью жертвователи, и что передавалось
Музею: украшения, предметы быта из Неаполя-Скифского, античная керамика, стекло; золотые,
серебряные, бронзовые монеты различных эпох; ярлыки турецких султанов и крымских ханов;
редкие рукописи, гравюры, карты, фотографии; этнографические материалы, каменные
изваяния и стелы...


Частично музей пополнялся в результате передачи археологических находок из Керчи,
Херсонеса и, очень незначительно, за счет закупки. К 1914 году это было уже довольно
представительное собрание, более 5 тысяч экспонатов, среди которых немало раритетов.
«Музей был открыт по воскресеньям и праздничным дням от 12 до 2-х дня, и усердно
посещался публикою. Вход бесплатный». О значимости музея свидетельствует и тот любопытный
факт, что в сентябре 1913 года его «осчастливили своим посещением Ея Императорское
Высочество Великая Княгиня Мария Петровна и Великие Князья Олег Константинович и Роман
Петрович». А в декабре того же года «Председатель ТУАК А.И. Маркевич имел счастье поднести
Его Императорскому Величеству в Ливадии три последних выпуска «Известий» Комиссии и был
удостоен милостивейшим приемом Государя».


Но даже внимание царственных особ не решило основной проблемы Музея Древностей – отсутствия
приспособленного помещения. Из года в год работал он «в неудобных чужих помещениях, лишь из милости
предоставляемых» то губернской земской управой, то городской Думой. В честь 300-летия царствования
Дома Романовых губернские власти, наконец, постановили соорудить в Симферополе специальное здание
для устройства земского музея.


По мечтам А. Х. Стевена (увы, уже покойного) в таком многоплановом музее объединились бы и архив,
и библиотека, и коллекции археологические, художественные, естественно-исторические. Тем более, что в
Симферополе с декабря 1899 года успешно работал еще один самостоятельный музей – Естественно-исторический,
экспозиция которого размещалась в здании все той же земской управы.


Как повествует популярный в России путеводитель Г. Москвича: «В музее широко представлена природа
Крыма, его флора, фауна и геология; здесь имеются всевозможные представители птиц, зверей, гадов, ископаемых,
насекомых и растений». По статистике 1912 года количество посетителей превысило 35 тыс. человек. Фонды музея
пополнялись в основном за счет сборов собственных экспедиций и дарений. Здесь хранились уникальные
палеонтологические находки: окаменелости древних моллюсков и рыб, ископаемые останки доисторических
животных, которые обитали в Крыму - мамонта, мастодонта, зубробизона, льва...Особенного внимания
заслуживали великолепные коллекции крымских минералов, чучела животных и птиц, в том числе редких
и ныне исчезнувших. 


История музея связана с именами многих прославленных ученых и подвижников науки: В. И. Вернадского,
А. Е. Ферсмана, Е. В. Вульфа, С. А. Зернова, Л. П. Симиренко. Основателем и бессменным руководителем
музея являлся выдающийся ученый, энтомолог С. А. Мокржецкий. Однако продекларированная поддержка
правительства и обещанное покровительство высших лиц так и остались благими пожеланиями. Естественно-
исторический музей, как и Музей древностей ТУАК, собственного помещения не обрели.


Вскоре началась Первая Мировая война, затем революция и война Гражданская. Идея объединенного
музея реализовалась лишь в 1921 году, когда был учрежден Центральный Музей Тавриды. Первоначально
он размещался в двух зданиях: по улице Пушкинской, 18, в бывшем приюте для девочек графини Адлерберг,
и по улице Долгоруковской (ныне ул. К. Либкхнехта, 35) в особняке Офицерского собрания. В последнем и была
открыта в мае 1923 года первая экспозиция, представляющая археологию, этнографию, искусство из фондов
этого, как писала пресса, «единственного в Крыму по богатству и полноте сокровищ музея».


 В 1927 году музей сосредоточился в здании на ул. Пушкинской, кроме художественного отдела, оставленного
по прежнему адресу. Годы Великой Отечественной войны нанесли музею значительный урон. В сложных условиях
эвакуации и фашистской оккупации часть собраний оказалась безвозвратно утерянной. К счастью, многое удалось
спрятать в тайниках, сохранить. В 1945 году музей получил новое имя – Крымский краеведческий (с 1993 г. – республиканский).


Долгие годы этот музей имел прекрасную полную экспозицию по природе и истории Крыма, многотысячную
аудиторию, являлся непременным туристическим объектом. 1988 году музею предоставили новое здание по ул
. Гоголя, 14, где он и размещается в настоящее время; в 2006 г. – вернули прежнее название – Центральный
музей Тавриды. Ныне ЦМТ – это более 100 тысяч экспонатов, среди которых – значительная археологическая
коллекция от палеолита до средневековья, собрание нумизматики, уникальной графики XVIII-XIX вв. с видами
Крыма, личные архивы известных исследователей природы и истории полуострова П. И. Кеппена, А. Х. Стевена,
А. Л. Бертье-Делагарда, богатейший фото и документальный фонды. Музей хранит интересные историко-бытовые
вещи, предметы декоративно-прикладного искусства, коллекцию фарфора, этнографические материалы… 


В музее собрано более 100 тыс. предметов по природе, истории, культуре полуострова. Из них 32 тыс.
– археологические находки, которые отражают все периоды истории Крыма от палеолита до средневековья. 
Собрание позднескифских древностей не имеет равных по количеству и разнообразию находок: лепные сосуды,
амфоры, краснолаковая керамика, оружие, украшения и другие предметы. 
 

Ныне в структуре Крымского республиканского учреждения
«Центральный музей Тавриды» 11 отделов, 9 из которых являются
научными и филиал – Алуштинский историко-краеведческий музей.
Научный коллектив музея – 36 человек.


Адрес: г. Симферополь, ул. Гоголя, 14.
 Выставочные залы открыты с 9.00 до 17.00, выходной – вторник.