Часть вторая
+Возвращаясь в повествовании назад, следует указать причину задержки в дороге –
проезжая Новый Афон, мы уже по традиции остановились для осмотра новоафонской пещеры, ибо рекламный плакат предлагал осмотр вновь открытой экспозиции, чего ранее не было. Мы не торопились и потому клюнули на эту приманку и не пожалели.
Было открыто много новых «залов» с геологическими шедеврами и два часа задержки
забот нам не прибавили, наоборот – обогатились впечатлениями, но это отдельная тема.
Утром шестого октября мы начали своё движение в горы. До селения Цебельда дорога
была со следами хорошо сохранившегося асфальта, далее. на протяжении 120 километров грунтовка . Особого напряжения это не вызывало, ибо дорога была хорошо укатана лесовозами, все повороты сглажены, поскольку лесовозы длинномерные , с роспусками
За Цебельдой дорога пошла вдоль русла реки Кодори и вот первый мост через реку, после которого и началась грунтовка. От шоссе отходила неширокая дорожка, уводя под мост ,
где протекал небольшой ручей, который надо было пересечь вброд и выбраться на обетованную поляну в окружении самшитовых зарослей с одной стороны и громадного скального массива с противоположной стороны.
Место выглядело уютным и даже красивым с большим и единственным кострищем, огромным бревном рядом, служащим столешницей для многочисленных туристов, проходящих здесь тропой на озеро Амткел. Под скалой стояла одинокая палатка и до вечера никто из неё не появлялся и лишь к заходу солнца появились три её обитателя – спелеологи, которые ночью уходят в карст, обследуют очередное разветвление пещеры, а к утру выходят и залегают в палатку для сна днём, под согревающими солнечными лучами, ибо в пещерах круглосуточно и круглогодично температура около + 8 гр.С
У нас как раз готовился ужин, кипела вода в котелке и мы пригласили новых знакомых
к «столу». Завязался разговор, один из спелеологов закончил КПУ, в котором заочно учился мой напарник, зазвучала гитара и мы услышали новинки московского барда Окуджавы и других, дотоле неизвестных мне, авторов.
Вскоре они ушли собираться к спуску в пещеру, а мы готовиться ко сну. Как и на Красной Поляне, ночь здесь была такой же звёздной и мне посчастливилось увидеть летяший спутник по его мерцающей трассе. Под утро опустился лёгкий туман, но с первыми лучами солнца рассеялся, открыв нам дорогу для дальнейшего движения.
Проделав в обратном порядке движение к шоссе, мы выбрались на тракт и вскоре попали в тоннель трёхсотметровой длины и дальше пошла грунтовка без какого-либо признака асфальта. Среднюю скорость мы держали в пределах 30 – 40 км/час и часа через два
добрались до селения Квемо-Ажара. Здесь царил самобытный стиль строительства – все дома местных жителей были из местных пород деревьев, крыши тоже были из дубовых планок – гонта, и, судя по цвету этих планок, служили они долго и исправно
Здесь я впервые увидел деревья съедобных каштанов и тучи диких кабанов и молодняка, питающихся этими каштанами, которыми на земле были покрыты громадные площади.
Молодые кабанчики отличались от взрослых особей розовой шкуркой с чёрными пятнышками и всё это пёстрое братство совершенно не боялось машин и кюветы были забиты наевшимися и спящими животными.
Навстречу нам то и дело тащились лесовозы, вывозящие кавказскую пихту , кедр и дуб –
строевой лес, уходящий в порты за валюту. Через овраги и ручьи были переброшены мосты без перил и поручней, так что надо было быть внимательным и осторожным на поворотах.
Километров за двадцать до «Южного Приюта» мы проезжали небольшой хуторок, в котором дорога была главной улицей и вот возле одного из домов видим – стоит на бугорке пол-литра водки и на тарелке рядом лежит начатая плитка шоколада. Понятно, что это для помин, но непонятно, то ли умерший, то ли погибший в ДТП. Проехали, не останавливаясь, лишь слегка притормозив, поскольку пить за рулём, да ещё в чужом краю, явно не стоило.
Было уже время обеда, около двух часов, когда мы подъехали к «Южному Приюту».
Хуторок из деревянных коттеджей, выполняющий функцию турбазы, перевалочный пункт для кратковременного размещения организованных туристов – был в это время пуст, столовая была закрыта, буфет не работал, так что нам ничего не оставалось, как прогуляться
по территории, напиться минеральной воды из бювета и возвращаться обратно на побережье. Даже сейчас, спустя более тридцати лет. я так и не смогу дать внятное объяснение, зачем мы туда мотались, испытывая неудобства и рискуя здоровьем и даже жизнью.
Упоминаю об этом я не просто для красного словца – через три года мой приятель вновь поехал по этому маршруту и повёз туда свою вторую жену, с которой уже имел общего сына, чтобы заразить и её своей любовью к Кавказу и романтике дорог.
И надо же случиться такому совпадению, чтобы недалеко от того места, где стояла бутылка и лежал шоколад , он залетел на своём «Запорожце» под прицеп лесовоза, порвав предварительно о корягу тормозной шланг. Тормоза, когда он догнал лесовоз и хотел притормозить, отказали и он въехал под платформу прицепа, сорвав крышу автомобиля почти до середины салона.
К счастью, сами почти не пострадали, приехали своим ходом домой, но отпуск был омрачён, надо было решать проблемы с восстановлением авто и прочие заботы, но это уже другая тема.
***
Рецензии
ПТ, 27/10/2017 - 10:16
С удовольствием прочитала зарисовку. Спасибо за ознакомление с новыми маршрутами, где мне не пришлось побывать. С восхищением Вера

Пнд, 23/10/2017 - 02:14
Долик, а дружок твой - Коля Соколов?
Очень точно и зримо описано Ваше путешествие. Такое чувство, будто сам я побывал с Вами везде... Молодец!
Жму краба!-:))) А я был в Бзыбском ущелье и на озере Рица.-:)))
А в Сухуми бывал неоднократно. Там у меня дядька жил. Царствие ему и тёте Шуре Небесное.
Пнд, 23/10/2017 - 09:42
Спасибо, Слава, за отзыв! По многим признакам ты мог бы догадаться, что речь не о Коле
Соколове - у него никогда не было "Запорожца". После "ЯВЫ" он купил "ПОБЕДУ", а после развода с Людой, поменял на Жигули - шестёрку и уехал из Ялты в Винницу. В последний раз я видел его в 2012 году в Фуршете на Дарсане.
А приятель мой - одноклассник Алик Люблинский, инженер айпетринского ретранслятора, умер в 49 лет от диабета, который у него обнаружили в 14 лет (ещё в школе) и всю остальную жизнь
вынужденный был колоться инсулином, который постоянно возил с собой во всех дальних поездках. Такие дела.