Черноморский цугцванг. О гибели т/х "Армения"

7 ноября 2021 года по Центральному Телевидению (НТВ) в 14 час. 15 мин. был показан репортаж о проведенной поисковой работе по выяснению причин и факта гибели теплохода "АРМЕНИЯ" 7 ноября 1941 года. вышедшего утром из Ялты в направлении Кавказа (Туапсе). Сразу по началу войны теплоход "Армения" Черноморского морского пароходства, обслуживавший Крымско-кавказскую грузо-пассажирскую линию был переоборудован в санитарный транспорт и использовался довольно успешно в этом качестве до самой гибели. Он интенсивно работал по медико-санитарному обслуживанию
73-х дневной обороны Одессы, вывезя более 15 000 раненых в госпитали Крыма и Кавказа. И так же плодотворно использовался при обороне Крыма и Севастополя.
Обо всём этом более подробно можно прочесть в многочисленных источниках и Википедии. Цель моей статьи несколько специфична. Я уже довольно продолжительно как уроженец Ялты занимаюсь этой темой (более трёх лет) и опубликовал несколько работ по обстоятельствам и причинам гибели теплохода. Я опосредовано был в курсе тех мер, которые предпринимались по поиску места затопления и обстоятельств гибели... Теперь хочется высказаться о прошедшем репортаже. В своих статьях я часто задавал некоторые вопросы и высказывал различные предположения относительно факта гибели теплохода, обращаясь к общественности и оставшимся руководителям обороны Севастополя и другим причастным лицам, удивлённый очень малому количеству материалов и высказываний по данному поводу. А ведь это факт нашей героической истории и общенациональной беды. В рамках заданных самому себе и обществу вопросов в данной передаче я получил ответы на многие вопросы и хочу подчеркнуть факт добросовестного и глубокого проникновения в тему организаторов передачи.О громадности проделанной работы, скрупулёзного изучения документов, относящихся к техническим данным судна, его ходовым качествам и грузовместимости. Внушает
доверие и уважение к проделанной работе та добросовестность, с которой
вовлечённые в поиски лица отнеслись к своему гражданскому долгу. Огромное им спасибо.
На все животрепещущие, возникшие у меня вопросы, за некоторыми исключениями, я получил почти исчерпывающие ответы по факту и обстоятельствам гибели судна.
Остались только некоторые расхождения в показаниях "свидетелей",технических деталях и праздный интерес к некоторым нюансам.
Интересующимся скажу, что в Интернете можно найти в ГУГЛЕ этот материал под названием, указанным в заголовке моей статьи. Готов к дискуссии по данной теме.
Спасибо за прочтение. Всем здоровья и всех благ.

ДУБЛИРУЮ ВСЕ СВОИ СТАТЬИ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ.

Н А К А Н У Н Е

Утром 5 ноября 1941 года мы (бабушка, мама и я)отправились в гости к родне,
жившей за "Белым мостом"(нынешняя автостоянка ялтинского Зоопарка. Дом сгорел в конце войны).Родня по линии моего деда(его брата Евстафия Юльевича).Дом большой, двухэтажный, большой двор, рядом шумит речка (общий сток Яузлара и Учан-Су).
Перед верандой второго этажа колышется крона громадного грецкого ореха, по ветвям которого я шастал, когда мне доводилось здесь бывать. От бабкиного дома на пересечении ул. Крестовой( ныне Чернова) и Колхозной №25 (теперь ул. Фурмана)до дома родни более двух километров по горной местности, так что пришли мы почти к обеду. Репродуктор сообщал военные новости, звучали бодрые призывы остановить врага под Москвой, что наше дело правое и Победа будет за нами. За застольем и пересудом новостей быстро наступила темнота и мы начали готовиться ко сну.За приготовлениями мы даже не заметили, что замолчал репродуктор. Вдруг погас свет и до нас донеслось эхо недалёкого мощного взрыва, за ним последовали ещё более отдалённые взрывы. Нам это было уже в привычку(шла война, бомбили порт, город и окрестности), только взрывы были какими-то другими - без гула моторов и свиста бомб, ночь окрасилась заревами пожарищ, а утром глазам предстала мрачная картина - над городом висела серая кисея облаков, витала сажа и стоял стойкий запах гари.
Возвращаясь домой и выйдя на пригорок, мы увидели справа горящие корпуса санатория "Узбекистан", а внизу слева, под холмом Дарсан густые клубы дыма - горела нефтебаза, горизонт над морем не просматривался и там, внизу, тоже было темно от дыма. По Аутке мотались ГАЗики с людьми в полувоенной форме и навстречу нам двигались тыловые воинские части в направлении на Севастополь.
Так в чаду и гари прошла на редкость тихая ночь с шестого на седьмое ноября.
С восточного края бабкиного огорода, там, где рос большой чёрный инжир, хорошо был виден створ акватории порта от маяка слева до крыши гостиницы "Ореанда" справа. Мой дядька Василий Иванович встал засветло и обирал маслину, когда я вышел во двор и пришёл ему на помощь. И тут мы увидели выходящий на рейд
теплоход, ещё не зная о его назначении - с началом войны рейсовые суда не ходили, только вояки, надолго в порту не задерживаясь.
Выходил он кормой, медленно, явно перегруженный, с заметным креном на правый борт, и вот запенились буруны за кормой и на удивление ходко он взял курс
в море, в сторону Кавказа. Было это часов в 8 с небольшим(часов при нас не было, впрочем их не было вообще. В комнате у бабки висели ходики, которые она заводила по радио, а оно умолкло вчера и молчало до конца войны. У мамы были золотые наручные часики, но носить их с началом войны она остерегалась - могли ограбить, поэтому механизм не заводила. Через некоторое время мы услышали рокот авиационного мотора.
Гул пронёсся над головами и затих в той же стороне, куда пошёл теплоход.
Как мы узнали потом, это была "Армения" - пассажирский теплоход, приспособленный под санитарный транспорт. Свои личные соображения по этой проблеме я изложу ниже.
Мы ещё не знали, что немцы уже на восточной окраине Ялты - в Массандре.
К полдню немцы уже полностью заняли город, но к этому времени "Армения", вернее, то что от неё осталось, уже несколько часов лежало на дне.

************

Сделав за время обороны Севастополя несколько благополучных рейсов на Кавказа (Туапсе) "Армения", в качестве санитарного транспорта и вывезя в тыл около 15 000 раненых и других грузов, приобрела ореол заговорённого судна и в час поступления приказа "оставить Севастополь!"находилась в бухте Севастополя и принимала на борт очередную партию раненых. Капитан Плаушевский получил приказ командующего Черноморским флотом адмирала Октябрьского забрать и личный состав госпиталя, а также весь личный состав медицинского персонала Флота, всех специалистов вплоть до медсестёр и медоборудования.Кроме того необходимо было погрузить на борт и некоторое количество партийного и советского руководства с семьями.
Имея перегруз, "Армения" должна была с наступлением темноты 6-го ноября выйти в море прямым курсом на Туапсе. Уже на ходу капитан получает приказ зайти на рейд Балаклавы для принятия секретного груза. По свидетельствам исполнителей и очевидцев это заняло несколько часов (количество их не уточняется). В Балаклаве
капитан получает ещё один приказ - зайти с той же целью в Ялту.
И вот тут есть неуточнённые моменты: если судно в Балаклаве задержалось на несколько часов, значит, при его скоростных возможностях,оно не имело права заходить в Ялту, в противном случае оно не могло дойти до Туапсе затемно и рисковало быть обнаруженным в море, пусть даже вблизи кавказских берегов.
А если учесть время стоянки в Ялте для погрузки семей ответ.работников Ялты.
то в Ялте оно вообще должно было встретить утро. А это гарантия гибели то ли у причала Ялты, то ли на выходе в море, что и произошло. Капитан, получив приказ дождаться темноты, нарушил его, выйдя из Ялтинского порта. Он рассчитывал прорваться, нежели быть захваченным в плен с командой, грузом и людьми или быть однозначно потопленным, стоя неподвижно у причала. В таких условиях "Армения" была обречена, что и случилось.
И вот я сейчас рассуждаю, а что если бы она осталась в порту Ялты и немцы, зная, что город уже в их руках, не стали бы бомбить, а захотели взять в плен, то
был вариант для многих уцелеть - плен, разумеется, не санаторий, но многих
местных жителей, кроме партийцев, евреев и военнослужащих, вообще отпустили бы по домам (у меня есть основания к такому заключению), многих бы интернировали.
Что было бы с ранеными - трудно сказать - при отсутствии квалифицированной помощи многие бы не прожили и нескольких дней. Партийные работники и евреи были бы сразу расстреляны, но погибло бы малое количество людей, а не около 7 000 и не вошла бы "Армения" в список самых жутких морских катастроф и вообще могла уцелеть как плавающая единица.Однако, история не знает сослагательного наклонения.На судне были ответ.работники НКВД, которые отвечали за балаклавский груз и по их приказу Плаушевский вывел судно в море.
Груз не должен был попасть в руки врага.
И ещё одна деталь. По воспоминаниям И. Вергасова (сов. писатель)последний руководящий состав партизанского отряда, уходя из города и поднимаясь в горы в районе Беседки Ветров, наблюдал, как "Армения" была атакована двумя штурмовиками, как огрызался и палил по самолётам катер охраны, сопровождавший "Армению".Судно опосредовано вело боевые действия, поэтому под защиту международного права не подпадало.
По сведениям других очевидцев катеров было два, так что немцы, разозлённые военным отпором, международное право, разумеется, проигнорировали.
Повторю: я высказал только свои соображения по этой теме и многие другие моменты
рассматривать не входит в мою задачу.

П.С. Уже после написания этой статьи я прочёл в одном из своих посещений ВИКИПЕДИИ в статье, посвящённой истории Ялты, что немцы заняли Южный берег и Ялту 8 ноября 1941 года. Если бы это было так, то "Армения" благополучно дошла бы до Туапсе в ночь с 7 на 8 ноября, что не соответствует действительности.
Там же прочёл, что все разрушения в городе и окрестностях произошли в период немецко-фашисткой оккупации и несведущему читателю это преподносится так, что вина, естественно, лежит только на оккупантах и умалчивается, что все разрушения в Ялте и районе были произведены нашими же специальными отрядами при отступлении наших воинских частей.
.............................

А теперь сделаем несколько предположений. связанных с судьбой т/х "Армения".
Теплоход, используемый как санитарный транспорт, хорошо зарекомендовал себя в этом качестве и, совершив около пятнадцати "ходок" до Туапсе и обратно в Севастополь, отработал тактику и маршрут и по времени, и по ходовым качествам. Руководство севастопольским укреп.районом и адмирал Октябрьский, командующий Черноморским флотом, хорошо были об этом осведомлены.
И тут вопрос первый - приказывая капитану Плаушевскому зайти в Балаклаву за особым грузом, руководство исходило из того, что судно успеет дойти до Туапсе
за тёмное время суток и совершенно не учитывалось, что поступит приказ зайти в Ялту. После поступления приказа зайти в Ялту встаёт вопрос второй, а было ли в курсе руководство Обороной Севастополя о том, что враг уже в районе Массандры, откуда прекрасно виден и простреливается район акватории ялтинского порта, где
стоит "Армения под загрузкой.
На теплоходе уже находились ответственные за балаклавский груз лица и они отдают капитану приказ немедленно выходить в море. Рассвет застаёт обречённый теплоход
перегруженным, выходящим из створа акватории на рейд.
И тут возникает третий вопрос, - знали ли немцы об этом маршруте и о том, что "Армения" находится в Ялте. Отработанная тактика ночных переходов здесь не работает - с утра появляются самолёты-разведчики и докладывают обстановку на море и суше по командам. Не успела "Армения" дойти до Аю_Дага, как это стало очевидным для немцев.
По приведенным выше словам Вергасова два налетевших немецких штурмовика в течение нескольких минут пустили теплоход на дно. Очевидцы и несколько выживших
выплывших на берег утверждают, что был взрыв, расколовший теплоход пополам, после чего он сразу исчез с поверхности моря.
Так что никуда дальше Медведь-горы теплоход не ушёл, он просто был разорван на мелкие кусочки и его уже невозможно найти. И тут возникает ещё одно предположение - сдетонировал от взрыва торпеды заряд атомного устройства, который успели погрузить в Балаклаве, где находилась секретная советская лаборатория по ядерным исследованиям, о которой задолго до войны знали немцы, работавшие совместно с советскими учёными в Подмосковье в области ядерной физики.
Такое тоже возможно предположить.

ЕЩЁ РАЗ О ГИБЕЛИ Т/Х АРМЕНИЯ

Первое упоминание о судьбе теплохода Черноморского морского пароходства "Армения" я сделал в своём очерке "НАКАНУНЕ", где описывал последний его заход в ялтинский порт в качестве госпитального судна с особой миссией. И вот вновь всплыл вопрос о его местонахождении на дне моря и предыдущих безуспешных попытках поисков.
Поступили сообщения о подготовке экспедиции к предполагаемому месту гибели теплохода "Армения". Это событие стало темой обсуждения в Артеке, где собираются привлечь к этому мероприятию детей! Я считаю, что пока Москва не рассекретит характер погруженного в Балаклаве груза. затевать мероприятия по поиску теплохода бессмысленно. По некоторым данным в Балаклаве в ночь на 7 ноября 1941 года на "Армению" были погружены части разрабатываемой в то время программы по созданию атомной бомбы, в которой принимали участие и немецкие учёные в институте под Москвой и они прекрасно были осведомлены о том, что производилось в Балаклаве, вот почему немцы не упустили возможности похоронить проект и потопили "Армению" - они знали, какой груз она везёт..
Если это подтвердится, то никакие поиски ничего не дадут. В результате детонации от взрыва бомб (или торпед) произошёл мощный взрыв внутри самого корабля,
который не оставил от него никаких крупных обломков, так что на дне предполагаемой гибели уже давно ничего нет! Увы! Хотя должен подчеркнуть, что это моё сугубо частное мнение и я буду рад оказаться неправым.

ПРИКАЗАНО ЗАБЫТЬ

Про гибель "Титаника" слышал и знает весь мир, сняты фильмы, сделаны репортажи журналистов со свидетелями обстоятельств гибели и уцелевшими жертвами и т.д. и т.п. А вот о жертвах и обстоятельствах гибели лайнеров в результате военных действий пишут скупо или вообще не пишут. Приведу лишь сухие данные, хорошо известные на Западе и в специальных источниках, чтобы читатель мог сравнить с теми
данными, что будут приведены ниже. Английский лайнер "Лузитания" в первую мировую войну был торпедирован германской подводной лодкой и 36 000 -тонная махина перевернулась вверх килем и за 18 минут ушла под воду, унеся с собой 1200 человек, что вызвало тогда неприязнь к немцам почти всего западного сообщества. В 1945 году на Балтике был торпедирован германский лайнер "Вильгельм Густлов" в 44000 тонн водоизмещением с более чем 5500 пассажиров, а по сведениям некоторых специалистов количество погибших равнялось около 9900 человек, причём с 5000 детьми. И вот вопрос: откуда на лайнере, приспособленном под казарму для немецких подводников, которых вывозили из осаждённого Кёнигсберга, оказалось 5000 детей, т.е половина всех пассажиров, в основном, военных. Подвиг А.И. Маринеско - командира подводной лодки С-13, зафиксирован, как акт мужества и профессионального умения наших моряков. Судно шло под военным флагом и было законной целью нашего экипажа. И только Гитлер мог объявить Маринеско личным врагом, для всего остального мира Германия была таким же бесчеловечным государством.Не хотят ли немцы теперь уличить Россию в таком же пренебрежении к человеческим жизням, как это было отмечено западным сообществом по отношению к Германии. Маринеско, вероятнее всего, не знал о том, что именно вёз лайнер, но погрузить намеренно такое количество детей на военный транспорт - это уже преступление властей, а не воюющей с Германией стороны.
И теперь об основной теме. Вопрос не о конкретном факте истории, хотя и о нём тоже. Что это за тенденция пошла - пересматривать историю? Всё дело в том, что нет профессиональных, авторитетных ответов на многие из них. Манера правительств государств хранить многие десятилетия государственные и военные тайны приводит к тому, что многие из них рано или поздно требуют их рассекречивания и обнародования. Одной из таких тайн является гибель теплохода "Армения".
Долгое время в нашей истории замалчивался факт гибели теплохода и только период гласности слегка приподнял завесу. Сейчас достоверно известным стал сам факт гибели, дата и приблизительное место, причём последнее уже не имеет значения,
если не всплывёт вопрос о неком грузе - основной причине, на мой взгляд, атаки немецкого торпедоносца. И тут сразу возникает много вопросов.То, что "Армения" вышла из Ялты курсом на Туапсе - никаких сомнений!. А вот откуда она пришла в Ялту - из Севастополя или из Туапсе. По логике расписания времён обороны Севастополя (второй обороны) её постоянный маршрут был уже отработан и оправдан успешной эвакуацией более 15000 раненых и эвакуируемых человек на Кавказ (Туапсе ) непосредственно из Севастополя. Перевозка велась в тёмное время суток,днём шла загрузка в охраняемой акватории.К 75-й годовщине освобождения Севастополя было сообщение о снятии некоторой секретности с обстоятельств обороны Севастополя, но главных обстоятельств гибели "Армении" они не раскрывают. Судя по реальному сценарию "Армения" совершала рейсы Севастополь - Туапсе. Было просчитано количество милей, известна крейсерская скорость хода теплохода, его оптимальная загрузка и количество часов тёмного времени суток, чтобы уложиться без риска быть атакованным на переходе ни авиацией, ни катерами, ни подводными лодками противника. И вот В.Я.Плаушевский - капитан "Армении", готовясь в очередной рейс на Кавказ, получает приказ начальника оборонительного района адмирала Октябрьского с требованием ещё погрузить медицинское оборудование и весь медперсонал ЧФ, парт.актив Севастополя и это всё 6 ноября 1941 г. Кроме того уже на выходе из охраняемой (относительно)зоны капитан получает приказ зайти в Балаклаву, взять там секретный груз, на что уходит эн-ое количество часов, это минус из рассчитанного походного времени, а выйдя из Балаклавы, получает очередной приказ зайти с целью догрузки в Ялту и это обрекает корабль на приход
в Ялту 7-го ноября уже в светлое время, т.е. под удар с моря, авиационный или захват и пленение с суши - немцы уже на восточной окраине Ялты, откуда хорошо просматривается и, естественно, простреливается вся ялтинская акватория. И не смотря на приказ не выходить в море в светлое время суток, работники НКВД, сопровождавшие балаклавский груз под угрозой применения оружия заставляют Плаушевского выйти из порта. Немцы не стали долго ждать и вызвали авиацию.
Теплоход выходил кормой, с креном на правый борт, имея перегруз, хотя многие на ялтинском причале и не попали на судно, хотя имели разрешения. Была ужасная давка, паника - в такой обстановке судно вышло на рейд и тут же стало мишенью немецких торпедоносцев. И вот здесь возникает основной вопрос - кто приказал капитану на выходе из Севастополя идти не в Туапсе, как это делалось в обычном отработанном порядке, а в Балаклаву с её усложнёнными условиями захода в бухту, а потом ещё в Ялту, заранее обрекая судно на гибель.
И был ли вообще такой приказ?
И пришёл ли теплоход в Ялту из Балаклавы?
По некоторым данным "Армения" последний рейс из Ялты делала на Туапсе, придя из Туапсе, а не из Балаклавы.
Тогда что за груз из Балаклавы? Почему этот груз часто упоминается в сводках
этого периода?
Есть предположение, что балаклавский груз - это тяжёлая вода и некоторые приборы разработок ядерного оружия, о котором немецкие специалисты перед войной знали, работая вместе с советскими ядерщиками в Институте под Москвой, знали,что в Балаклаве есть особая лаборатория по проблемам ядерных разработок.
Поэтому немецкие лётчики так настойчиво бомбили санитарный транспорт, несмотря на КРАСНЫЙ КРЕСТ во всю палубу. А стрельба по ним с двух катеров охраны только распаляла их настойчивость. Где в какой стране санитарный транспорт сопровождается эскортом, если только это не эскорт ООН? Сам по себе факт охраны "Армении" подтверждал наличие на её борту груза, не регламентированного общепринятыми мировыми правилами.
Нет подтверждения задержки прихода "Армении" в Севастополь из Туапсе и никаким документом не подтверждается её неприход туда.
И последнее! На "Армении погибло около 7700 человек раненых и эвакуируемых, а также персонала Мед.части Черноморского Флота. По некоторым сведениям уцелело, выбравшись вплавь, 8 человек, которые были пленены немцами. Об их судьбе ничего не известно и сегодня это вряд ли возможно узнать.
Какую секретность может сегодня снять Москва?
Каков характер груза, взятого в Балаклаве?
Если это тот, что указан в моём предположении, тогда смысла искать место на дне, где лежит, вернее, где затонул теплоход, бесполезно. Многие очевидцы! утверждают, что был ещё один взрыв после взрыва немецкой торпеды, который разломил теплоход пополам и разметал на куски. Можно ли что-то найти после такого?
По сообщениям конца мая стало известно, что поисковая партия обнаружила место, где лежит нечто напоминающее "Армению", и вновь тишина! Что? Где? Когда?
И почему молчит официальная Москва? Секрет на 75 лет!

СНЯЛИ СЕКРЕТНОСТЬ?

В канун празднования 74 годовщины Дня Победы в СМИ появились сообщения о том, что сняты многие грифы секретности с эпопеи Севастопольской обороны в ВОВ и военные действия по взятию Севастополя в мае 1944 года. Однако, о гибели теплохода, приспособленного под санитарный транспорт - "Армения", так ничего и не раскрыто. А свидетелей его последнего похода из Севастополя в Туапсе было много. И самое главное, свидетелей его захода в Балаклаву и Ялту. В Ялте "Армения" забрала последний оставшийся партийный актив и членов семей и вышла в море уже на рассвете 7 ноября, когда в небе господствовала немецкая авиация, так что "Армения" была обречена на гибель.
И вот тут встаёт вопрос: что за груз она забрала в Балаклаве под наблюдением и охраной отдела НКВД, потратив на это несколько часов тёмного времени суток, и получив приказ зайти в Ялту? Неужели отдавшие эти приказы не понимали, что транспорту не хватит тёмного времени, чтобы дойти до Туапсе? Тогда на что надеялись? Предположить, что ответственные лица (руководитель севастопольского укреп.района адмирал Октябрьский и другие оперативные работники) не были осведомлены о состоянии линии фронта и что немцы уже на подходе к Ялте, невозможно даже подумать. Хотя, такую версию отбрасывать нельзя. Некоторые источники сообщают, что немцы вошли в Ялту 8 ноября утром, то есть через сутки после ухода из порта "Армении", но это существенно дела не меняет - от Ялты до Туапсе она шла бы в дневное время, что чревато атакой с воздуха и даже на воде - то ли торпедными катерами, то ли подводными лодками. Но факт есть факт - немцы были на окраине Ялты, в Массандре, откуда хорошо видна вся акватория ялтинского порта, уже 7 ноября и видели, как "Армения" выходила из бухты в море. Гибель "Армении" была, как это ни жутко звучит, ЗАПРОГРАММИРОВАНА. Сознательно или от неразберихи - положения не меняет. И вот теперь встаёт вопрос: что за груз она взяла в Балаклаве? Именно этот груз отнял несколько часов драгоценного ночного времени, когда авиация противника не работала. Погибли все работники НКВД, сопровождавшие груз, но те, кто остался на берегу в Балаклаве - неужели все погибли? А что в Москве не знали, что грузили на "Армению" - знали и вот эти документы до сей поры не рассекречены. Какая государственная тайна является таковой до наших дней?
А ведь "Армения" унесла с собой на дно около 7 000 жизней - раненых, мед.работников, команду судна и тысячи работников разного уровня деятельности!
Вечная им память! Назови, страна, своих павших героев и просто безвестных воинов.

ТРАГИЧЕСКАЯ АЛЛЮЗИЯ.

Я не профессиональный историк, а простой любитель и патриот своего края, как и всей бывшей большой Державы и в данной статье я делюсь ощущением от упорного нежелания неких сил поставить, наконец, точку в истории гибели т/х "АРМЕНИЯ" 7 ноября 1941 года. В своих статьях, опубликованных на сайте ПРОЗА.РУ - "Накануне", "Приказано забыть", "Ещё раз о гибели "Армении", "Снята секретность?" и некоторых упоминаниях в личной мемуаристике, я касался подробностей эпопеи т/х "Армения" в качестве санитарного транспорта и вот на чём хочу сосредоточить внимание читателя. К моменту переоборудования теплохода в сан.транспорт многих других теплоходов Одесского морского пароходства уже не было "в живых"- они благополучно лежали на дне тёплого и ласкового Чёрного моря. "Армении" в этом смысле повезло: она продуктивно работала сначала по эвакуации тяжело раненых и иных контингентов из окружённой врагом Одессы и за 73 дня её осады вывезла в госпитали Крыма более 9 000 человек. Из осаждённого Севастополя также успешно ещё несколько тысяч уже в госпитали Кавказа (Туапсе), в общей сложности около 16 000 и в последний свой рейс она взяла на борт около 5 000 человек. включая несколько работников парт.аппарата с семьями и по приказу адмирала Октябрьского должна была вывезти всё медицинское оборудование и весь мед.персонал ЧФ. И вот тут начинаются вопросы, их множество и пока лишь один достоверный ответ - "Армения" лежит на дне моря в нескольких милях от Ялты в сторону Кавказа. За время её благополучных рейсов, проходивших в тёмное время суток капитаном Плаушевским был отработан метод и расписание хода судна по минутам
и командование Севастопольского укреп.района было хорошо об этом осведомлено - Этот порядок обеспечивал благополучный исход каждого рейса и всякие изменения его были чреваты гибелью судна со всем содержимым его трюмов, кают и палуб. Для сведения привожу данные теплохода:Год постройки 1928 г. водоизмещение 5860 т.
пассажировместимость 960 чел. экипаж 96 человек. Понятно, что в качестве сан.транспорта он всё время ходил с перегрузками и это обстоятельство также порождает ряд вопросов.

***************************

Если мне не изменяет память, где-то в середине апреля 2021 г. ЦТ сообщило о том, что в пятнадцати милях от Ялты,на глубине 1500 м. было найдено место залегания корпуса "Армении" единым фрагментом и лежит на ровном киле. На крымском ТВ промелькнуло сообщение о том, что в экспедицию по поиску места гибели "Армении" было включено несколько энтузиастов из числа работников "Артека". По словам ведущего репортаж выходит, что "Армения" заходила рейсом из Севастополя не только в Балаклаву и Ялту, но и в "Артек и забирала что-то из "Артека". И ещё он сообщил, что поисковая группа обнаружила судно и смогла выяснить, что на судне нет ни одной из числа штатных (20 шт.)спасательных шлюпок, явно давая понять бестолковому слушателю, что экипаж использовал-таки их по назначению. Не знаю, чего здесь больше - цинизма или идиотизма? При более чем пятикратном (по некоторым данным - десятикратном) превышении числа людей никаких шлюпок не хватит.
К слову: "Титаник" находился на плаву более 2-х часов и то не смог использовать все шлюпки, даже при их фактической нехватке на судне при всеобщей панике и большом крене судна. А "Армения" по свидетельству уцелевших пострадавших затонула за четыре минуты после попадания немецких бомб.
Приведу свидетельство одного из авторитетных очевидцев. И.Вергасов, писатель, в своей книге "Крымские тетради" от лица своего героя - одного из руководителей партизанского движения Крыма, покидая Ялту в последней группе уходящих в лес руководителей отряда, с высоты Шаган-Кая, на 1450 м. н.у.м. (с 1956 г здесь оборудована "Беседка ветров) сообщает следующее: "... и открылась даль моря. Мы все одновременно увидели "Армению". Теплоход шёл на восток, оставляя за собой
расходящийся пенный след. Два крохотных сторожевика сопровождали корабль. Это последний транспорт из покинутого города, на нём одиннадцать госпиталей, советский и партийный актив Большой Ялты,врачи, многие семьи партизан... Тучи разошлись и вовсю открылось небо. И вдруг крик Захара Амелина: "Идут!" Они, гады, шли с треском, воем, пронеслись над нашими головами метрах в двухстах -
трёхстах, мы видели лица лётчиков. Бомбардировщики мгновенно оказались над теплоходом. выстроились и началась безнаказанная карусель. Со стороны сторожевиков ударили зенитные пулемёты, но разве плетью обух перешибёшь? Фашисты пикировали, как на учениях. Теплоход переломился пополам и буквально за считаные секунды исчез, оставив после себя чёрную яму, которая тут же сомкнулась под напором тысячетонных волн..."
И опять вопросы: почему санитарное судно сопровождала вооружённая охрана. По всем международным правилам санитарные суда ходят под охраной ЗАКОНА. То есть немцы бомбили судно, везущее что-то военного назначения. Что именно? И тут приходит на ум сразу балаклавский груз. Я уже писал о своём предположении о характере этого груза. А Москва молчит. Никакого снятия секретности. Такие дела.
И на помпезное сообщение ведущего корреспондента ТВ о том, что шлюпки не обнаружены на лежащем на дне судне. у меня сразу нарисовался ответ: ДА ИХ ТАМ И НЕ БЫЛО! Не смотря на трагизм ситуации смешно становится от попытки использовать шлюпки в случае надобности. Куда, например поставили ящики с балаклавским грузом при полностью забитой людьми верхней палубе? На места, которые в мирное время занимали шлюпки. В этом вся аллюзия. А вопросов по-прежнему много, а ответов нет.
Ау, Москва!

Р.S. Смотрю я на это двухъярусное расположение спасательных шлюпок и думаю: Нет! Трагический опыт "Титаника" не пошёл впрок Это ж сколько нужно времени, порядка, дисциплины и умения, чтобы одновременно с двух бортов, заполнив мечущимися людьми, опустить их на поверхность моря, освободить шлюпки от канатов (кто-то из команды должен находиться в шлюпках вместе с пассажирами),затем отвалить от борта, завалив шлюп-балки и опустив их до уровня палубы, заполнить так же и их, и опустить до воды. Хорошо, если шлюпки с моторами, а если на вёслах??? А если шторм? А если большой крен судна? А если сверху падают бомбы и строчат пулемёты? А если всё это одновременно? А как с лежачими, ранеными?
В условиях войны, когда, либо все дойдут до берега, либо все уйдут на дно - ответ однозначен! Шлюпки занимают много места - куда девать балаклавские ящики? - Шлюпки долой! И без аллюзий!

Уважаемый читатель, оцените пожалуйста данное произведение!
Ваша оценка: Нет (2 голоса)

Рецензии

аватар: Анатолий Алексеев

Это большой труд - сделать такой обзор и анализ. Спасибо, Адольф, за труды и переживания за прошлые трагические события. Если бы все относились к своим обязанностям так, то все бы мы жили значительно лучше. Но, к сожалению, всё ухудшается  и современные люди больше думают о деньгах, чем о жизни  сограждан. Наглядный пример – последние события в Кузбассе, где богиб 51 шахтер, включая горноспасателей. Я, как горный инженер и бывший горноспасатель наглядно вижу все возмутительные промахи и преступления в этих событиях мирного времени. Посмотрим, чем закончится расследоваение! Отношение людей к таким проблемам наглядно видно и по реакции читателей на ваши статьи по Т/х «»Армения». Спасибо за переживания и, проделанную работу. Надеюсь, что Ваша полезная работа будет влиять на безразличность  общества и помогать его прозрению. С уважением, Анатолий.

аватар: Адольф Зиганиди

Спасибо, дорогой. за понимание и участие - мы с вами оба из СССР. Современники, увы, мыслят иначе, Вы правы! Дай Вам Бог здоровья!