Нина Плаксина о презентации альманаха

Нина Плаксина
Пускай стихи «звучат в душе красивым блюзом»
Славный человек Вера Павловна Кириченко! Я благодарю минуту, в которую произошло наше знакомство. Немало лет моя жизнь наполнена творчеством, связанным с «Планетой друзей». Конечно, в альманахе звучат разные темы, у каждого автора свой взгляд на события, своё восприятие и своё мнение. Вот это и интересно. Есть народная поговорка, «ум умом точить», а писатели щедро делятся своими наблюдениями: читай, пополняй свои знания о любимом Крыме, о людях, которые дарят ему своё творчество, свои умения, труд, силы, жизнь. Каждый номер альманаха открывается вступительной статьёй, целевой направленности. Автором может стать тот, кто владеет темой, хочет поделиться знаниями с читателем. Как приятно обращение редактора, Кириченко Веры Павловны, к участникам юбилейного альманаха. Она, в своё время, заметила, а теперь отметила каждого. Восемьдесят выходов сборника «в люди» — замечательно. Вячеслав Егиазаров назвал альманах «самым демократичным изданием в Крыму», и это истинно так. Мы встречаем первые, робкие шаги в творчестве, радуемся их искреннему, неискушённому, порой, наивному восприятию жизни. Но и с особенным вниманием читаем рассказы писателей, умудрённых жизнью, разделивших все тяготы со страной в годы Великой Отечественной войны, в годы восстановления, развития, укрепления её.
Рассказы Адольфа Зиганиди, стихи его — это история его личной жизни, жизни его семьи, органично связанной с историей страны. В стихах Адо трепетно пульсирует любовь к милой Ялте, к знакомым, «житейским причудам и чудесам волшебных мест». Его лирические стихи, Венки сонетов — история города, экзотика крымских красот. Адольф Борисович словно приподнимается над простором, говоря:

Я мир на город посылаю
и благость в каждое окно. (Стихотворение «Благость»).
Конечно, судьба каждого человека переплетается с судьбой родного края, страны, «нельзя избежать бед и смут», говорит Зиганиди в стихотворении «Люби себя в строке». Посмотрите, какое значение придаёт поэт творческому слову, его влиянию на изменение души:
И застой сокруша, с нетерпеньем, вперёд
вознесётся душа в междузвёздный полёт,
чтобы трепетной стать, чтобы больше не лгать,
и таких под луной – бесконечная рать.

Обращаюсь я к вам, «Бесконечная рать», поэты, творческие люди, «Любить себя в строке» – это не только себя любить, но уважать читателя, в стихах не оскорблять его душу пошловатыми словами, неграмотностью, грамматическими ошибками, невычитанным материалом. Нельзя уродовать альманах небрежным отношением к поэтическому слову, к синтаксическому построению предложений. Свои работы надо вычитывать, не пользоваться по-матерински добрым доверием редактора к вам. Быть строгим к своему творчеству, двигаться к мудрости.
Получая очередной номер альманаха, всегда знакомлюсь со вступительной статьёй, а затем спешу получить подарок. На сегодня их у меня 186. Да, сто восемьдесят шесть! Хотя, что же я хвастаюсь?! Путешественник-натуралист Ален Стас – Шервут с пятьдесят пятого номера «Планеты друзей» дарит всем жемчужины мудрости, укрепляет их в разуме любопытного читателя. Каждый подарок – поэтическая притча – завершается афоризмом. Вдумайтесь, поразмышляйте сами: «Индивидуальность – это и есть сама действительность». Вы согласны с этим? Или «У вечности чёрточек не бывает». Думаем, почему не бывает? А когда бывает? А что такое вечность и чёрточка между датами? Ещё пример: «У нас, на земном плане, Слово без мысли – ничто». Все ли Слова у нас наполнены мыслью, интересны читателю? Наверное, и вы вспомнили слова из Библии, от Иоанна: «В начале жизни было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В Библии не одна страница отведена значению Слова, роли его. В Евангелии от Матфея подчёркивается, что надо чувствовать ответственность за Слово: «(36) Говорю же вам, что всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: (37) ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». А в обращении к коринфянам злоречивые слова поставлены в один ряд с лихоимцами, ворами, пьяницами (10). Ефесяне услышали такое предупреждение: «(31) Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобою да будут удалены от вас». Советуя жить в любви, Христос обращает внимание на речь: «(4) Также сквернословие и пустословие, и смехотворчество не прилично вам. (6) Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления…». Итак, следует хорошо подумать, прежде чем выпустить Слово, ибо «вылетит – не поймаешь», а оно «сильнее письма и печати», «пуще стрелы разит» как говорят пословицы. А ещё: «Бритва скребёт, а слова режут», «От слова спасение и от слова погибель». В притче-подарке 183 Ален Стас делает вывод: «Вот видишь, сначала родилась мысль, а потом ты произнёс слово, поэтому «у нас на земном плане слово без мысли – ничто…».
О высоте поэтического слова строки Анатолия Абдулова. Даже одна строка, вернее, «Одинокая строка» окажется действенной, поднимет за собой, если несёт высокий смысл и сказана искренно. Если слова «не трогают Основ Бытия», не помогают «насладиться мечтой» и услышать «Гимн Красоте и Любви», значит, они пусты и «затеряются средь замыслов Божьего века. В таком случае, «бесполезно листать эту книгу» и «молчи, моя звонкая лира» – строго говорит поэт, обращаясь к своему творчеству. Анатолию покорна строгая форма жанра Рубаи, которые, скажу я, «звучат мгновенье, но дарят восхищенье». Если замысел светел, а вопрос понятен, то ответ будет чётким и ясным:
Возможно, тишина – ответ на все слова.
Возможно, ты одна – ответ на все слова.
Кто может дать совет по поводу ответа,
когда вопроса свет забрезжил лишь едва?
(«Одинокая строка», А. Абдулов)
Если стихи дарят наслаждение, действуют, «как чаша, полная вина», зовут, влекут, если ты «с нетерпением» ждёшь новой встречи с ними, чтобы «утолить жажду», значит:
Ты к таинству души причастен,
Когда слагаешь новый стих.
Ведь труд поэта так прекрасен –
Ты тайны мудрости постиг, –
пишет Вера Кириченко в стихотворении, посвящённом Евгению Красько.
Стихотворение запомнится, если, как и красивое место, не просто промелькнёт, а оставит след в сердце, врежется в память навсегда. Вячеслав Егиазаров неустанно пишет о Ялте, птицах, водопадах, Артеке, Аю-Даге, но пишет тогда, когда тема «звучит в душе красивым блюзом». Вячеслав Фараонович находит новые нюансы, свежие штрихи «в лунной колдовской ночи». И бойкую речку в стихотворении «Водопад Серебряный» не забыть, поэтическая картина её бега через лес впечатляет:
Водопад Серебряный –
Божий поцелуй,
с птичьими молебнами,
с песнопеньем струй.
И речонка бойкая *, (*Сары – Узень)
средь камней и плит,
как девчонка, ойкая,
через лес бежит.
Строки звучат легко, весело, с настроением создавая зримые образы.
Ни одного лишнего слова, каждое выполняет свою роль, работает на образ, именно РА – БО – ТА – ЕТ! Мы видим рифму внутри строк: речонка – девчонка. Слово «девчонка», создаёт образ непосредственный, подвижный, весёлый, общительный. Поэт даёт нам рифму «бойкая – ойкая», дополняя действие девчонки-речонки, и образ усиливается, уточняется, делается говорливым. Почему же бежит, «ойкая»? Речонка бойкая, дороги не выбирает, бежит через лес, средь камней и плит. И уже мы сами, вслед за автором дополняем образ «бойкой девчонки», представляя её босоногой, светлой, смеющейся. Это настоящая поэзия. Скрытое сравнение «речонка-девчонка» разбудило фантазию читателя.
Евгений Красько в эпиграф взял первые две строки из стихотворения Анны Ахматовой. Я приведу стихотворение поэтессы полностью
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Так почему «стих задорен и нежен»? Почему он «звучит на радость вам и мне»? А потому, что стих – строка «жёлтый одуванчик у забора» – вырвался из сора. Сора нет, он отметён, отвеян, как плевелы. Осталось только зерно.
Помню, как ученик, увидев черновой листок стихотворения Пушкина, удивился: он думал, что гений писал стихи с ходу в чистовик. Нет. Мастер кропотливо работал над каждой строкой, не раз зачёркивая, переписывая вновь и вновь. А ещё, Пушкин постоянно работал со словарями, «рылся» в словарях, «нырял» в них и любил это делать. Обогащать лексикон – надо поэту обязательно. Кроме привычных толковых, орфографических словарей, иметь в своей библиотеке орфоэпический, словари синонимов, антонимов, омонимов, фразеологических сочетаний, мифологический…
Евгения Калинина поместила в восьмидесятом альманахе «Планета друзей» посвящения. Среди них есть стихи Владимиру Миронову. С благодарностью скажу, что Евгения предоставила читателю не «ширпотреб». В восьми строках она сказала об отношении к поэту: «Мы любим его»; охарактеризовала товарища по перу: «Спокоен, строг и справедлив»; через стихи рассмотрела «нежную душу». Подчеркнула результативное трудолюбие: «Трудами выстлана дорога», «трудами светлыми богат»; сказала об отношении Миронова к поэтам: «Он всем поэтам мудрый брат». Мне особенно понравилось, что Калинина ценит стихи действенные, с активным посылом читателю. Она пишет об этом: «Мы слышим пламенный призыв».
С удовольствием присоединюсь и к тому, что с Мироновым интересно говорить, и можно беседовать долго. Для подтверждения повторю строку Евгении: «В нём мысль кипит и знаний много».
Книга издаётся, чтобы найти читателя, а читатели разные, но все они ищут в стихах интересное, что-то большее, чем уже читали и знают; мнение высказывают по мере своей воспитанности и порядочности. Я с благодарностью принимаю замечания, даже если они высказаны со злой бестактностью. Однажды ответила:
……………….
Придирчиво свои стихи пересмотрю.
Девиз: писать с любовью, и, как можно, строже.
Мы хотим общения с читателями (для них же пишем), для этого идём к издателям, помещаем стихи на литературные сайты. В любом случае читатели – наши гости, ожидая встречи с ними, скажу:
И слова суть душою ощущая,
как искренно поверили Вы мне,
как ждёте большего, ошибок не прощая.
Такому гостю радуюсь вдвойне!
Нина Плаксина.
г. Щёлкино.
11 февраля 2020 г.

Уважаемый читатель, оцените пожалуйста данное произведение!
Ваша оценка: Нет (1 голос)