НАКАНУНЕ

Утром 5 ноября 1941 года мы (бабушка, мама и я)отправились в гости к родне,
жившей за "Белым мостом"(нынешняя автостоянка ялтинского Зоопарка. Дом сгорел в конце войны).Родня по линии моего деда(его брата Евстафия Юльевича).Дом большой, двухэтажный, большой двор, рядом шумит речка (общий сток Яузлара и Учан-Су).
Перед верандой второго этажа колышется крона громадного грецкого ореха, по ветвям которого я шастал, когда мне доводилось здесь бывать. От бабкиного дома на пересечении ул. Крестовой( ныне Чернова) и Колхозной №25 (теперь ул. Фурмана)до дома родни более двух километров по горной местности, так что пришли мы почти к обеду. Репродуктор сообщал военные новости, звучали бодрые призывы остановить врага под Москвой, что наше дело правое и Победа будет за нами. За застольем и пересудом новостей быстро наступила темнота и мы начали готовиться ко сну.За приготовлениями мы даже не заметили, что замолчал репродуктор. Вдруг погас свет и до нас донеслось эхо недалёкого мощного взрыва, за ним последовали ещё более отдалённые взрывы. Нам это было уже в привычку(шла война, бомбили порт, город и окрестности), только взрывы были какими-то другими - без гула моторов и свиста бомб, ночь окрасилась заревами пожарищ, а утром глазам предстала мрачная картина - над городом висела серая кисея облаков, витала сажа и стоял стойкий запах гари.
Возвращаясь домой и выйдя на пригорок, мы увидели справа горящие корпуса санатория "Узбекистан", а внизу слева под холмом Дарсан густые клубы дыма - горела нефтебаза, горизонт над морем не просматривался и там, внизу, тоже было темно от дыма. По Аутке мотались ГАЗики с людьми в полувоенной форме и навстречу нам двигались тыловые воинские части в направлении на Севастополь.
Так в чаду и гари прошла на редкость тихая ночь с шестого на седьмое ноября.
С восточного края бабкиного огорода, там, где рос большой чёрный инжир, хорошо был виден створ акватории порта от маяка слева до крыши гостиницы "Ореанда" справа. Мой дядька Василий Иванович встал засветло и обирал маслину, когда я вышел во двор по нужде - рядом через ограду стояла будка туалета, который построил ещё дед, но не успел подвести воду, а бабка, оставшись вдовой с пятью детьми, не смогла завершить обустройство этого нужного атрибута быта, поэтому пользовались ведром. Во многих домах Верхней Аутки не было даже такого "удобства".
Справив нужду, я пришёл на помощь дядьке и тут мы увидели выходящий на рейд
теплоход, ещё не зная о его назначении - с началом войны рейсовые суда не ходили, только вояки, надолго в порту не задерживаясь.
Выходил он кормой, медленно, явно перегруженный, с заметным креном на правый борт, и вот запенились буруны за кормой и на удивление ходко он взял курс
в море, в сторону Кавказа. Было это часов в 8 с небольшим(часов при нас не было, впрочем их не было вообще. В комнате у бабки висели ходики, которые она заводили по радио, которое умолкло вчера и молчало до конца войны. У мамы были золотые наручные часики, но носить их с началом войны она остерегалась - могли ограбить, поэтому механизм не заводила. Через некоторое время мы услышали рокот авиационного мотора.
Гул пронёсся над головами и затих в той же стороне, куда пошёл теплоход.
Как мы узнали потом, это была "Армения" - пассажирский теплоход, приспособленный под санитарный транспорт. Свои личные соображения по этой проблеме я изложу ниже.
Мы ещё не знали, что немцы уже на восточной окраине Ялты - в Массандре.
К полдню немцы уже полностью заняли город, но к этому времени "Армения", вернее, то что от неё осталось, уже несколько часов лежало на дне.

************

Сделав за время обороны Севастополя 15 благополучных рейсов на Кавказа (Туапсе)
"Армения", в качестве санитарного транспорта и вывезя в тыл около 15 000 раненых и других грузов, приобрела ореол заговорённого судна и в час поступления приказа "оставить Севастополь!"находилась в бухте Севастополя и принимала на борт очередную партию раненых. Капитан Плаушевский получил приказ командующего Черноморским флотом адмирала Октябрьского забрать и личный состав госпиталя, а также весь личный состав медицинского персонала Флота, всех специалистов вплоть до медсестёр и медоборудования.Кроме того необходимо было погрузить на борт и некоторое количество партийного и советского руководства с семьями.
Имея перегруз, "Армения" должна была с наступлением темноты 6-го ноября выйти в море прямым курсом на Туапсе. Уже на ходу капитан получает приказ зайти на рейд Балаклавы для принятия секретного груза. По свидетельствам исполнителей и очевидцев это заняло несколько часов (количество их не уточняется). В Балаклаве
капитан получает ещё один приказ - зайти с той же целью в Ялту.
И вот тут есть неуточнённые моменты: если судно в Балаклаве задержалось на несколько часов, значит, при её скоростных возможностях,она не имела права заходить в Ялту, в противном случае она не могла дойти до Туапсе затемно и рисковала быть обнаруженной в море, пусть даже вблизи кавказских берегов.
А если учесть время стоянки в Ялте для погрузки семей ответ.работников Ялты.
то в Ялте она вообще должна была встретить утро. А это гарантия гибели то ли у причала Ялты, то ли на выходе в море, что и произошло. Капитан, получив приказ дождаться темноты, нарушил его, выйдя из Ялтинского порта. Он рассчитывал прорваться, нежели быть захваченным в плен с командой, грузом и людьми или быть однозначно потопленным, стоя неподвижно у причала." В таких условиях "Армения" была обречена, что и случилось.
И вот я сейчас рассуждаю , а что если бы она осталась в порту Ялты и немцы, зная, что город уже в их руках, не стали бы бомбить, а захотели взять в плен, то
был вариант для многих уцелеть - плен, разумеется, не санаторий, но многих
местных жителей, кроме партийцев, евреев и военнослужащих, вообще отпустили бы по домам ( у меня есть основания к такому заключению), многих бы интернировали.
Что было бы с ранеными - трудно сказать - при отсутствии квалифицированной помощи многие бы не прожили и нескольких дней. Партийные работники и евреи были бы сразу расстреляны, но погибло бы малое количество людей, а не около 7 000 и не входила бы "Армения" в список самой жуткой морской катастрофы и вообще могла уцелеть как плавающая единица.Однако, история не знает сослагательного наклонения.На судне были ответ.работники НКВД, которые отвечали за балаклавский груз и по их настоятельному приказу Плаушевский вывел судно в море.
Груз не должен был попасть в руки врага.
И ещё одна деталь. По воспоминаниям И. Вергасова (сов. писатель)последний руководящий состав партизанского отряда, уходя из города и поднимаясь в горы в районе Беседки Ветров, наблюдал, как "Армения" была атакована двумя штурмовиками, как она огрызалась установленными на палубе орудиями (чего ни в коем случае не должен делать санитарный транспорт, идущий под Красным Крестом), и как палил по самолётам катер охраны, сопровождавший "Армению".Судно само вело боевые действия, поэтому под защиту международного права не подпадало.
По сведениям других очевидцев катеров было два, так что немцы, разозлённые военным отпором, международное право, разумеется, проигнорировали.
Повторю: я высказал только свои соображения по этой теме и многие другие моменты
рассматривать не входит в мою задачу.

Уважаемый читатель, оцените пожалуйста данное произведение!
Ваша оценка: Нет (5 голосов)

Рецензии

аватар: Вячеслав Егиазаров

Интересно девки пляшут, однако!!!-:))) (шютка!)
Да, Долик, ты становишься заправским фронтовым корреспондентом!-:)))
Интересно, что ценный (тайный) груз так до сих пор и не нашли, да и саму "Армению". А занимались поисками даже американцы, с самой современной подводной техникой.  Поразительно, многие свидетели лично (своими глазами) видели как и где утопили "Армению" немцы, а найти не могут. Нонсенс!. Поневоле поверишь в росказни о подводных НЛО, иногда вылетающих из глубин Чёрного моря.  Фантастика! Но всё же... То место, где видели гибель "Армении", можно прочесать сантиметр за снтиметром на любых глубинах, методом  расчёски - туда-сюда и обратно...  Займись надосуге!-:)))

аватар: Адольф Зиганиди

Спасибо, Слава, за присвоение мне звания фронтового корреспондента, но  поисками  "Армении", как ты изволил пошутить, я заниматься не могу - нет у меня того оборудования, как у американца, нашедшего ".Титаник". Тайный груз не может быть найден вне ненайденной "Армении", ибо по некоторым предположениям это были почти готовые  части атомной бомбы, которые сдетонировали при взрыве торпеды и, таким образом, ни от судна, ни от груза не осталось ни следа - одни молекулы. Уцелевшие очевидцы  (8 человек) свидетельствуют о втором мощном взрыве. Нет никаких сведений о судьбе катера ( или двух) охраны, куда он делся? Ему оставалась одна дорога или в Туапсе, или обратно в Севастополь. Такие дела, брат!

аватар: Вячеслав Егиазаров

Ну, вот! Теперь становится ясным, почему так много людей в Крыму больных артрозом, артритом, радикулитом и т.д. - скелеты облучены недоделанной атомной бомбой. А я столько лет плавал в районе гибели "Армении" и охотился на рыбёх с подводным ружьём. Сейчас вспоминаю своих "боевых" товарищах по этому увлечению - у всех больные суставы. Неизлечимо.Такие дела, брат!