Дом-музей Н. З. Бирюкова

- Музей находится в доме, где прошли последние годы жизни известного русского писателя, автора романов "Чайка", "Воды Нарына" и других. Судьба писателя трагична: тяжелый недуг еще в молодости приковал его к постели.

Несмотря на полную неподвижность, он вел активный образ жизни: совершал поездки по Крыму, встречался с людьми, работал над книгами. В Крыму он написал роман "Твердая земля", публиковал очерки и статьи. Мемориальный музей был открыт 15 ноября 1970 г. Организатором его была жена писателя Анна Ильинична. 

                                                                                                                                             Здравствуйте!

Мы с вами находимся в литературно - мемориальном Доме-музее писателя Николая Зотовича Бирюкова, человека -легенды 50-ых, 60-ых годов 20 века, человека очень сложной, трудной, но и в какой - то мере счастливой судьбы.
О жизни и творческом пути Николая Зотовича Бирюкова вы узнаете, знакомясь с экспо зицией Дома-музея.
Это памятник Н.Бирюкову,русскому писателю, автору таких ярких произведений, как «Чайка», «Воды Нарына», «Второе сердце», историко-литературной эпопеи в 4-х томах «На крутых перевалах» и многих других, широко известных и прославившихся литературных произведений, о которых вы узна ете в процессе этой экскурсии.

Этот дом был построен в 1958-1959 годах на собст- венные средства семьи Бирюковых по специальному проекту архитектора З.В. Перемиловского. В разработке эскизного проекта большое участие принимал и сам Н. Бирюков. Здесь было все продумано и выполнено так, как хотелось Н.З. Бирюкову, как было удобно для жизни и творческой работы писателя в этом доме.Я проведу вас по комнатам дома, часть из которых стала музейной экспозицией, а часть осталась мемориальными: кабинет, столовая, веранда.Осмотр музея мы начнем с первой комнаты, в которой размещены экспонаты, рассказывающие о детских и юношеских годах Николая Бирюкова, о начале его творческого пути.Начинается экспозиция с экспонатов, рассказывающих о жизни и быте семьи Бирюковых, о детских годах Коли Бирюкова, о его родине.

 фотографии дореволюционного г. Орехово – Зуево, Московской области, типичного городка России, расположенного на реке Клязьме. По концентрации рабочего класса этот небольшой городок стоял на III – ем месте после Петербурга и Москвы. Не случайно именно здесь начались первые организованные выступления рабочих. В 1885 году произошла знаменитая Морозовская стачка. К теме о жизни людей и событиях 19в. мы еще вернемся в процессе нашей экскурсии, так как т.е. это непосредственно связано с творчеством писателя. Итак, в селе Зуево, Богородского уезда, Московской области в семье рабочих- текстильщиков Зота Ивановича и Евдокии Панфиловны 1 февраля 1912 года родился сын Коля.На стенде - семейные фотографии Бирюковых : семья Бирюковых, – дед и отец Н.З. Бирюкова;    родители Н.З. Бирюкова, брат Федя и сестра Липа; семья матери Н.З. Бирюкова,- Евдокия Панфиловна  и Зот Иванович.

Первые впечатления дет- ства: одноэтажный домишко рабочей слободки. «Дом, в котором родился Н. Бирюков": Прямо за порогом: грязная немощеная улочка, вечно ору- щий трактор и старообряд- ческая церквушка…» Все это позже оживет в книгах писателя. Вновь и вновь он будет возвращаться в родной город – один из центров русской текстильной промыш- ленности. Жизнь семьи Бирю- ковых ничем не отличалась от жизни многих семей текстиль щиков. «Пожалуй, верным бу- дет сказать, что весь смысл существования нашей семьи сводился к терпению: терпели- во изнуряли себя работой, терпеливо молились Богу, терпеливо привыкали голодать  - вспоминал писатель. 


В экспозиции, в I-ой витрине предметы быта семьи Бирюковых. Это керосиновая лампа, деревянная ложка, тарелка, ухват для котелка, салфетки, вышитые «гладью» Евдокией Панфиловной – матерью Коли Бирюкова и старшими сестрами.
Нередко в биографии известных людей, родившихся в пролетарских семьях, можно встретить приз нания, что у них не было детства. Говорил об этом и Н. Бирюков: «… Было ли оно?...» Но в характере Коли было что - то такое, что заставило его, еще ребенка, жить, как он говорил позже, «на полную катушку». Энергичный, умный мальчик рано потянулся к книгам, знаниям. Детство Коли прошло в бурные годы Октя брьской революции. В 1922 году по инициативе ЦК комсомола в стране начали создаваться пионерские отря ды. Первый отряд в Советской России был организован в Москве на Красной площади. Второй, в тот же день возник в Орехово – Зуево. Одним из первых пионеров города был Коля Бирюков (показ фото «Коля Бирюков - пионер»). Позже в очерке «Мы были первыми»Бирюковрассказал о первых пионерских отрядах: … Не было формы, пионеры ходили кто в чем мог, галстуки шили сами из старых полотнищ, на которых оставались следы букв. Бара банов не было совсем, а вместо горна трубили в старые военные фанфары… Время  было суровое. С многими трудностями сталки вались пионеры. Дети станови лись не по годам взрослыми. Без них не обходился ни один субботник или воскресник, они принимали участие в восста новлении фабрик и заводов, боролись с беспризорностью. Жизнь пионера Коли Бирюкова была заполнена делами до отказа, он не знал, что такое безделье. И в то же время он любил вместе со своими друзьями запускать бумажного змея, купать лошадей, которых ребятам давали городские возчики.Уже в детстве Коля Бирюков полюбил книги, очень много читал, с увлечением и интересом учился. На фотографии - здание школы, в которой учился будущий писатель, и здесь же, на этом стенде – фотография дома, ставшего для него родным – библиотека, которой заведовала бывшая ткачиха Татьяна Аверьяновна Лушина которая научила детей самому главному: Любви к книге, к жизни, к знаниям, которые формируют и воспитывают человека. Она учила ребят самостоятельно работать над книгой, ходила с ними в походы, организовывала кружки, проводила конкурсы на лучший рассказ или сказку. Коля не раз получал первые призы. В то же время у мальчика появилось желание писать. Свои первые стихи он хранил в тайне, но когда его выбрали в редколлегию школьной газеты, он начал писать статьи, рассказы, заметки, стал пионерским корреспондентом. А о Т.А. Лушиной, о своем учителе, воспитателе Коля в своих воспоминаниях позднее писал: «Ее светлый образ учителя, воспитателя, матери вечно будет жить в моей памяти, в моем сердце». Татьяна Аверьяновна не только учила ребят работать с книгой, но и сама писала пьесы. Она предлагала ребятам стать участниками этих пьес учила их актерскому мастерству. Коля принимал активное участие в постановке пьес, очень много читал, переписывал себе в тетрадь стихи Пушкина, Некрасова, Лермонтова. Но особенно ему нравились книги о сильных, смелых и мужественных людях таких, как Овод, Спартак (показать). Влияние книг, влияние Т.А. Лушиной, жажда знаний – все это выливается в огромное стремление писать. И он пишет; пишет в стенную газету «Колотушко» (показ газеты); пишет очерки, рассказы, стихи. Но понимает: что идет огромная стройка, строится молодое Советское государство, стране нужны рабочие руки.  Коля поступает учиться в ФЗУ на вечернее отделение. В январе 1925г. Н.Бирюков вступил в комсомол. 

Комсомольская юность

«Мне было без одного месяца 13 лет, - вспоминал Николай Бирюков,- пришлось схитрить, пришлось слукавить, пришлось прибавить годы. Очень хотелось скорее повзрослеть, включиться в бурную жизнь…» Как дорогую реликвию всю жизнь хранил Николай Зотович «Программу и  Устав КИМ». «Мою жизнь не представить без комсомола», - писал Н. Бирюков. Он был комсомольцем всю жизнь.  В день 50-летия писателю был вручен билет почетного комсомольца Ялтинским горкомом комсомола, который вы видите в экспозиции. Обучаясь на вечернем отделении ФЗУ, Н. Бирюков поступает работать на прядильную фабрику. Днем работает, вечером учится. Широкая дорога труда, активная общественная деятельность открылась перед юношей. Он полон сил, энергии. Так много нужно сделать в жизни! Николай – член бюро  цеховой комсомольской ячейки. Его избирают редактором стенной газеты «Веретено». Он много читает, ведет дневник, пишет стихи, рассказы. В экспозиции – ксерокопии страниц рукописей рассказа Н. Бирюков «На хуторах» и повести «Авдеич» 1927-1928 годов.

Конец 20-х годов. В стране разрабатывается план восстановления и развития народного хозяйства. По путевке комсомола Н. Бирюков поступает учиться на вечернее отделение индустриально – строительного техникума, несмотря на увлеченность литературой. Огромное влияние на формирование литературного дарования, личности студента оказал преподаватель литературы техникума, где учился Н. Бирюков, А. А. Кайев, на стенде. Впоследствии  А.А. Кайев – зав. кафедрой русской и зарубежной литературы Орехово – Зуевского пединститута, - первый исследователь твор чества писателя Н. З. Бирю кова. Здесь же, рядом фото графия Н. Бирюкова, студента индустриально-строительного техникума. Н.З. Бирюков писал о своей юности, полной романтики, восторженности, энтузиазма: «Жизнь звала к боям, и я шел на линию огня».

В 1930 году орехово – зуевский комсомол выбрал Н. Бирюкова членом Московского комитета комсомола.

«Но работать в москов ской комсомолии мне не довелось, - писал он, - случи лась беда: тяжелая простуда на стройке привела к неиз лечимой болезни». О случае, который изменил и определил всю последующую жизнь Н. Бирюкова, рассказывает рису нок художника Е.С. Скрынникова «Подвиг» Осенью 1930г студенты 3 курса Индустриального техникума, в котором учился Н. Бирюков, проходили практику на Дулевском фарфоровом заводе. Копали котлован под фундамент нового массозаготовительного цеха. Когда работы уже подходили к концу, в котлован неожиданно хлынули подпочвенные воды.   Возникла угроза затопления котлована. Забыв о своем ревматизме, Н. Бирюков первым бросился в ледяную воду. Его примеру последовали и другие. Авария была ликвидирована, но Николай, долго пробывший в ледяной воде, тяжело заболел. На следующий же день его с очень высокой температурой отправили в больницу. Врачи поставили ошибочный диагноз: костный туберкулез и «заковали» ноги в гипс. Когда гипс был снят обнаружилась страшная роковая ошибка врачей. Диагноз при повторном обследовании был суров: анкилозирующий полиартрит.   Ноги после снятия гипса стали неподвижны, стал каменеть позвоночник… Но Николай еще верил, что вернется к привычной жизни. Так появилось его стихотворение «Побед не счесть», за которое Всесоюзная рабочая радио-газета «Пролетарий» наградила его 2-ой премией  в 1932 году. Но роковая ошибка врачей, неверное лечение сделали свое: у Н. Бирюкова произошли необратимые процессы, и медицина оказалась бессильна помочь бессильна. При анкилозирующем полиартрите нужно было тепло, массаж и обязательно движение. А полгода пребывания в гипсе привели его к полной неподвижности на всю оставшуюся жизнь. Это страшный жизненный приговор, который трудно пережить! Живыми остались у него только кисти рук. Все сразу рухнуло!

«Сердце?... К чему его

       Стук до бешенства лют?

Какой утопающий думает о песнях,

которые волны вокруг поют!»

Это строки 18-летнего юноши, обреченного на годы мук и страданий. Начались страшная борьба, отчаяние. В 1932 году Бирюков пишет поэму «Буду жить», в которой выразил надежду,  боль и отчаяние. И в этой схватке победила жизнь, победило мужество. Начался подвиг, длиною в жизнь, прожитую достойно, наполненную работой, счастьем человеческого общения. Позже в своей автобиографии Н. Бирюков писал о том, что когда в критические дни он находился между жизнью и смертью, в минуты просветления, открывая глаза он видел над собой родное, залитое слезами лицо матери, которая с тревогой и любовью следила за каждым его усилием вернуться к жизни. Возвращению к жизни помог и роман Николая Островского «Как закалялась сталь», изданный в 1932 году. Прочитав книгу, Бирюков поразился совпадению ситуаций, мыслей, чувств. Слова Н. Островского: «Умей жить и тогда, когда жизнь  становится невыносимой, сделай ее полезной» - заставили Бирюкова устыдиться своей слабости и искать выход из создавшегося положения. А другие слова Н. Островского: «Мужество рождается в борьбе. Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям…» - стали девизом всей дальнейшей жизни Н.З. Бирюкова, и красной нитью проходят через все его произведения.Бирюков не сдавался, несмотря на «приговор» врачей. Юноша пони мал, что только упорная работа над собой, самосовершенствование помогут ему стать в строй. Н. Бирюков упорно  сопротив лялся трудностям, мобилизо вав все свои силы, стал заниматься самообразовани  ем,   старался достичь своей мечты – писать. А для того, чтобы писать, необходимо много знать. И опять книги, книги: Пушкин, Гоголь, Тол стой, Чехов, Некрасов, Горь кий, Лесков. Он читает и читает, но понимает, что нужны достаточно система тические знания. Приходит решение: учиться!  в то же время Бирюков  принимает и другое решение: переехать жить в подмосковный Дом инвалидов, освободить от непосильной нагрузки свою старенькую мать. Это в 1935 году. Находясь в доме инвалидов, он пишет заяв ление о приеме в два инсти тута на заочное отделение: в литературный им. М. Горького и  институт иностранных языков. К заявлению в литературный институт прилагает написанные ранее рассказы, очерки. На стенде вы видите эти работы. И вот радость! Одновременно принят в оба института! Ответственность огромная, но в характере молодого человека упорство, неутомимое трудолюбие, жажда знаний. В качестве одной из курсовых работ Н.Бирюков отсылает в литературный институт несколько глав соей повести «На хуторах». Ответом был приезд к нему в Дом инвалидов группы писателей, критиков: Исаака Бабеля, Зои Кедриной, Н. Огнева и других (показ их портретов на стенде), которые поддержали молодого литератора в начале творческого пути. (Повесть «На хуторах» была опубликована в журнале «Октябрь» в 1939 году). В 1938 году состоялось знакомство Н. Бирюкова с вдо вой писателя Николая Островского Раисой Пофирьевной. Когда она ехала к нему в дом инвалидов, то очень переживала, что ничем не может ему помочь. Пред ставляла его разбитым, не счастным. Но каково было ее удивление, когда она увидела перед собой улыбающегося, оптимистично настроенного мо лодого человека, который не только не жаловался, но и словом не обмолвился о сво ей болезни. Он рассказал Расие Пафирьевне о своей работе, о планах на будущее. Это было начало их мно голетней дружбы. В этом же году произошла еще одна замечательная встреча, значи тельное событие в жизни молодого писателя: знаком ство с молодой московской учительницей Анной Ильи ничной Харитоновой. Увидев его впервые, она сначала не поверила, что перед ней тяжело больной человек. На больничной кровати лежал розовощекий улыбающийся юноша с веселыми озорными глазами. По просьбе своей ученицы, отправившись навестить незнакомого больного человека, она мысленно подбирала  слова утешения. Но, увидев его, не заметила никаких внешних признаков болезни и даже решила, что ошиблась палатой. Анна Ильинична Харитонова - человек, ставший всем для Николая Зотовича: другом, женой, помощницей, врачом, диетологом, горячо любимым человеком, прошедшим и пережившим с ним долгую и трудную жизнь. Перед вами на фотографии портрет умной, красивой, молодой женщины. Анны Ильиничны Харитоновой. А трудностей они испытали немало за их долгую совместную жизнь. Анна Ильинична поддерживала Бирюкова во всех его начинаниях, «взвалив» на свои хрупкие плечи все заботы о нем. Когда она узнала о его намерении поехать в Среднюю Азию, она поддержала его, несмотря на то, что такая дальняя поездка в его состоянии для них обоих представляла большие проблемы. О поездках в Среднюю Азию рассказывают экспонаты следующего стенда. Николай Зотович был очень живым, общительным человеком, любившим жизнь, людей. Хотелось все видеть, хотелось знать все больше. Множество мыслей, планов. Бурная, кипучая жизнь тех лет давала много материалов, хотелось написать о том, что знал и понимал. Одной из важнейших задач той поры было развитие хлопковой базы в Средней Азии. В конце 20-х начале 30-ых годов  были крупные победы молодого советского государства: из республик Средней Азии в текстильные города России шли эшелоны с «белым золотом»- хлопком. В витрине вы видите хлопковую коробочку. А ведь Коля Бирюков родился и вырос в текстильном фабричном городке. Более того, отец и дед Н. Бирюкова работали на текстильной фабрике помещика Морозова. Т.е. эта тема ему была близка. Бирюкову очень хотелось написать об этих героических моментах в истории узбек ского народа. Но для осуще ствления творческих замыслов необходимо было знание жиз ни народов Средней Азии. И писатель должен был видеть  все своими глазамия, допод линно изучить описываемую жизнь. И вот началось изуче ние истории народов Востока, этнографические справочники, справочники по обработке хлоп чатника, специальная литература по возделыванию хлопка.  По  этому учебнику выучил узбекский язык. Нес колько месяцев ушли на под готовку к поездке.  Весной 1939 года, изумив всех мос ковских друзей,  семья Бирюковых  отправляется в дальний и сложный путь, полный преодоления трудностей и препятствий. Вся жизнь писателя это преодоление: преодоление боли и неподвижности, преодоление черствости и непонимания. Но Н. Бирюков был очень сильной натурой, он очень любил   жизнь, людей, и в нем было что-то такое, что привлекало, притягивало к нему людей.  Он говорил: «Жизнь без борьбы - это полное недоразумение. Нет Бирюкова больного – есть Бирюков писатель!» Люди постоянно тянулись к нему, у него было множество знакомых и друзей. Решив написать о дружбе русских текстильщиков с хлопкоробами Средней Азии, писатель собирается поехать и увидеть все это своими глазами. Трудности не смущали его, а ведь дорога дальняя и трудная, даже для физически здорового человека. В марте 1939 года он прибыл в Ташкент, затем, почти сразу в Ферганскую область, а потом - города и селения Узбекистана, Туркмении, Казах стана. И везде встречи, долгие беседы с людьми, записывание сказок, легенд, пословиц. На стенде фотографии, где Н. Бирюков и А.И. Бирюкова   общаются с местными жителями на хлопковом поле, в кишлаке, с узбекскими женщинами. 

В Средней Азии в это время шло строительство Фер ганского канала. Николай Зотович был не только очевидцем этого грандиозного события, но и по мере воз можности его активным участ ником. Под палящими лучами солнца, под грохот взрывов, прямо на строительных пло щадках вел свои дневниковые записи Николай Бирюков. Его коляску ежедневно видели на стройке, в самых различных  участках. Еще одно волновало писателя: это судьба узбекских женщин, их духовное рабство. В витрине вы видите паранджу -символ морального и нрав ственного порабощения жен щин Востока. Здесь же предметы быта: чайник, пиалы. А вот на этих стендах - итог поездки в Среднюю Азию: роман «Воды Нарына». Роман о трудовом героизме народов Средней Азии. Вы видите подлинные документы, дающие представления о событиях, людях, фактах той эпохи. Главное в романе – молодежь 30-х годов, атмосфера одухотворенности труда на строительстве Ферганского канала и борьба женщин за свое освобождение.В свет роман «Воды Нарына» выходит в декабре 1949 года. Книга переведена на несколько языков мира, издавалась около 20 раз. Перед вами первое издание на русском языке и на узбекском, изданное в 1962 году. А о военном периоде жизни и творчестве писателя нам расскажут экспонаты на следующем стенде.22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. На защиту Родины встал и «стар и млад»,  встали все, кто мог держать оружие. Николай Зотович тоже хотел бы с оружием в руках защищать Родину. И если бы он мог самостоятельно передвигаться и действовали бы руки, он был бы в первых рядах защитников Родины. Но он был прикован к постели, его оружием было слово. Он написал:

«Родина, я солдат твой и сын,

Слово – оружие, стоящее тысяч,

И все, что смогу я из мозга высечь,

Родина, клади на свои весы!» 

Писатель был на боевом посту «словом - оружием» разил врага, прославлял трудовые и боевые подвиги народа.В начале войны Н. Бирюков работал в липецкой газете, а Анна Ильинична на карбидном заводе. Когда фашисты  подошли близко к Липецку, пришлось возвращаться в Москву.В дороге Бирюков заболел сахарным диабетом. В Москве Бирюкова положили в больницу. Находясь в больнице, Николай Зотович по радио услышал о подвиге отважной партизанки, Героя Советского Союза Елизаветы Ивановны Чайкиной. По доносу преда телей она была схвачена фа шистами. Ее жестоко  пытали, но она не предала своих товарищей. Подвиг героини глубоко взволновал писателя. Всеми помыслами писатель был там, на фронте, в партизанских отрядах. У него возникла непреодолимая пот ребность рассказать о ней, воспламенить сердца сотен тысяч людей, которые могут двигаться , могут взять в руки оружие, чтобы бить и гнать врага, воодушевить их такой же жаждой подвига во имя Родины, во имя победы, которая горела в сердце Лизы Чайкиной. Лиза Чайкина была почти ровесницей Бирюкова, ее жизнь и подвиг были созвучны его собственным : та же юность , те же заботы, те же идеалы.  И ее образ стал приобретать конкретные черты. На пути к написанию книги стало множество вопросов. Документы о Лизе не давали ответы. Тогда  писатель  решил познакомиться с людьми, знавшими ее, с матерью героини Аксиньей Прокофьевной Чайкиной, с ее друзьями-партизанами, с молодыми девушками-воинами, в которых он тоже находил Лизины черты. Сначала пишется сценарий, затем документальная повесть, но писатель понимает, что необходимо что-то другое. И как результат - роман «Чайка».В экспозиции - небольшая фотография женщины в темном крестьянском платье. Это мать Лизы Чайкиной. Аксинья Прокофьевна Чайкина захотела увидеть писателя, который пишет книгу о ее дочери и приехала к нему. Старая женщина была растрогана, что писатель сам оказался человеком с трагической судьбой. Она прониклась к нему материнской любовью и в течение нескольких дней приезжала  и рассказывала о дочери. Наступил день, когда Бирюкову предстояло прочитать свой роман матери Лизы - Аксинье Прокофьевне. Бирюков волновался. Аксинья Прокофьевна закрыв лицо руками, беззвучно рыдала. «Такой была Лиза, такой…». И так роман был написан. Да, Лиза была такой. Но таких, как Лиза были тысячи. В романе «Чайка» главная героиня Катя Волгина - образ художественно обобщенный. Прототипы: Лиза Чайкина, Зинаида Островская, Лидия Тарханова, Инна Константиновна. В романе воплотились характерные черты молодежи военных лет.  «Чайка» вышла в свет в январе 1945 года. «Я хочу, чтобы она воевала с фашистами, - говорил Бирюков. Попросите, пожалуйста, кого надо, чтобы книгу прежде всего отослали на фронт», - попросил писатель своего редактора Б. Дыкова. И первыми читателями были бойцы и командиры Советской Армии. За роман «Чайка» Н.З. Бирюкову  была присуждена Государственная премия в 1951 году, диплом Лауреата Государственной премии. Роман пользовался огромной популярностью и был переведен на 43 языка мира. Большой успех романа окрылил автора, ему хотелось работать, не считаясь ни с какими трудностями. Бирюковская «Чайка», а значит и сам Н. Бирюков, были участниками освободительных боев, гнали врага из захваченных городов и сел, штурмовали Рейхстаг. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года Николай Бирюков был  награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.»Кроме того, за активное участие в ВОВ и патриотическое воспитание молодежи как почетный ветеран Н. Бирюков был награжден: Знаками  36-го Гвардейского бомбардировочного орденов Суворова и Кутузова авиационного полка; 2-ой Особой партизанской бригады и других воинских частей и партизанских соединений.

Роман «Чайка», «облетевшая» весь мир, завоевала огромную популярность:

Одна из пламени и света сердца,

Коснись любой страницы – горяча!

На эту книгу можно опереться,

Как на плечо крутого силача.

И опирались! Черпали отвагу!

Тому свидетель век, что с бою взят.

Шел с «Чайкой» на груди солдат в атаку…

Шел на орбиту с «Чайкой» космонавт.

Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова в предисловии к последнему изданию книги «Чайка», вышедшему при жизни Н.З. Бирюкова, написала: «Мы многим обязаны Кате Волгиной - Лизе Чайкиной, бесстрашной партизанке. Когда перед полетом в космос моим позывным стало слово «Чайка», рядом с собой я почувствовала мою старшую подругу. Она имела полное право на этот полет, ибо в те суровые годы в жестокой борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, «Чайка» помогла нам проложить дорогу в космос». О Лизе Чайкиной нам напоминают находящиеся в этой витрине ее личные вещи платок и одеяло, которыми она пользовалась в партизанском отряде в годы ВОВ. А после войны Бирюковы поселились под Москвой в селе Бужарово. Об этом периоде нам расскажут экспонаты, которые расположены на стендах в коридоре, куда я вас приглашаю.

 Бужарово

Закончилась война, народ вернулся к мирному труду. Восстанавливались разрушенные фабрики и заводы, разрушенные города и села. Об этом и писал Николай Бирюков, живя в селе Бужарово с 1949 года. Вдали от городской суеты хорошо работалось, а по выходным дням к Бирюкову приезжало много гостей.На фото Н. Бирюков с родственниками и друзьями; с журналистами Хейфецем и Азаровым, с племянником Юрой. Бывал у него и А.Н. Лесков и хорошо всем знакомый писатель М.М. Пришвин, который писал о природе и животных. Да и сам Бирюков очень любил природу. Он даже увлекался посадкой сада. Конечно, сажать сам он не мог. А как ему это хотелось! Он изучал литературу о сельском хозяйстве, о садоводчестве и хорошо знал, на какую глубину какое дерево надо посадить, когда и как его поливать…И сам над собой шутил, что «осуществляет идейное руководство». Несмотря на свою неподвижность, Николай Зотович Бирюков был одним из «подвижных» писателей, много ездил, много путешествовал. В 50-е годы 20 века он отправляется в творческую командировку на этот раз по Волге.  На фотографии Бирюковы  на теплоходе «Калинин» со своими друзьями - семьей Вардунас.Побывал писатель на знаменитом Сормовском заводе, Горьковском автозаводе, на строительстве Куйбышевской ГЭС, и результат этой поездки стала книга - «На мирной земле», в которой писатель рассказывает о жизни и труде замечательных людей.

Приезжает и сюда, к нам в Ялту. Много ездит по крымским колхозам и совхозам, встречается с передовиками производства, изучает опыт их работы, чтобы рассказать о них в своих книгах. Активная творческая и гражданская жизнь не могли не сказаться на здоровье Бирюкова. Здоровье ухудшается, мучает диабет. И по настоянию врачей семья Бирюковых в 1955 году переезжает в Ялту, которую он полюбил давно, побывав здесь впервые в 1946 году. О крымском периоде жизни и творчестве писателя нам расскажут экспонаты следующего стенда. 

                                         Крымский период жизни и творчества писателя.

По совету врачей в 1955 году Бирюковы поселились в Ялте. Сначала жили на ул. Западной, ныне ул. Щербака. А в этом доме, в котором мы с вами находимся, Бирюковы поселились в 1959 году. Морской и горный воздух благоприятно подействовали  на состояние здоровья писателя, и здесь, наконец, сбылась его заветная мечта: он научился самостоятельно передвигаться «Хоть не по суше, так по воде», говорил Н. Бирюков. Он научился плавать! Благодаря его упорству и терпению он плывет, лежа на спине, работая кистями рук. Он плавал по часу от буя к бую. В море он был счастлив, оно давало ему заряд энергии. (В летний период Бирюковы жили в палатке на Ливадийском пляже, которая становилась на летнее время рабочим кабинетом).

Иногда свободные часы Бирюковы проводили на Набережной, в Приморском парке. Анна Ильинична с друзьями и соседями устраивалась на скамеечке, рядом стояла коляска с Николаем Зотовичем. Крымчане – умельцы сконструировали электромобиль для Н.З. Бирюкова. Но этот миниавтомобиль двигался медленно и был очень тяжел в управлении. Поэтому от него пришлось отказаться. 

Крымский период жизни  и творчества Николая Зотовича был очень плодотворным. Здесь, в Крыму, была закончена повесть «Первый гром», завершены повести «Вихри враждебные», романы «Твердая земля», «Второе сердце». Историко-литературная эпопея «На крутых перевалах» - это итог его более чем двадцатилетней работы, которую он завершил в Ялте. Несколько поколений проходят здесь через   более чем вековой пласт жизни, начиная с отмены крепостного права в 1861 году.

Творческие поездки занимали огромное место в жизни писателя. Есть карта и перечень тех пунктов, где пребывал Николай Бирюков. Впечатления от поездок вошли в книгу «На мирной земле»,  насыщенную событиями и реально существующими людьми. Здесь книга, фотографии людей, о которых рассказывается в этих очерках, людей, с которыми писателя связывали очень теплые, дружеские отношения . 

Н.З. Бирюкова волновало многое: гражданские дела людей, полет в космос, работа кардиохирургов, работа виноградарей. В архиве Николая Зотовича хранится много писем к читателям и писем к писателю. В этих письмах выражается душа доброго, мужественного человека, готового помочь каждому и во всем.

Как вы уже знаете, с 18 лет писатель прикован к постели, поэтому ему приходилось встречаться со многими медиками. И тему романа «Второе сердце» писателю подсказала сама жизнь, реальные люди, с которыми Н. Бирюков встречался, дружил, переписывался. Но чтобы  написать обо всем   и обо всех: медиках, биологах, физиологах, кардиохирургах, об их труде, об их проблемах, писатель стал изучать медицину на уровне глубоких научных исследований. Н. Бирюков  ездил в научно-исследовательские институты, лаборатории, в хирургические отделения больниц, наблюдал эксперименты по пересадке органов на животных. Особое внимание привлекали такие ученые: как  физиолог С.С. Брюхоненко - человек, первый в мире изобретший аппарат искусственного кровообращения, без которого сейчас немыслима ни одна серьезная операция; биолог А.Г. Лапчинский, доказавший возможность приживления кожи и конечностей; биолог В.П. Демихов, открывший возможность пересадки жизненноважных органов); хирург П.О. Андросов. Изобрел сосудо аппарат. Такой аппарат он подарил музею. С этими учеными Н. Бирюков не только был знаком, они были его друзьями, а Брюхоненко и Демихов гостили у него в Ялте. 

В главе «Улыбка хирурга» из романа «Второе сердце» писатель рассказал о том, что для спасения жизни маленькой девочки нужна была срочная операция на сердце. Но в то время еще не было аппаратов искусственного кровообращения. Тогда хирург «пошел на риск»: он предложил провести операцию, соединив сосуды сердца девочки с сосудами сердца ее матери, чтобы материнское  сердце работало на два организма на время проведения операции. Это риск! Но мать согласилась. Операция прошла благополучно. В основу этого эпизода положены реальные события, о которых писатель узнал из научной литературы. В течение 5 лет обдумывался замысел книги, были сомнения, беспокойства. Созданию романа предшествовала огромная работа, роман получился бы интересный, накоплен большой материал, который воплощался в образы. А сердце Бирюкова уже отсчитывало последние часы, оно «изработалось до отказа»  и уже не могло биться. Все, что он мог высечь из него, он высек до последней искры, чтобы ее отдать людям. К сожалению, писатель не увидел своей книги. Первая часть романа небольшим тиражом в 1999 г была издана на родине писателя в Орехово-Зуево на средства его благодарных земляков.

Кабинет

Рабочим кабинетом у чело века, прикованного к постели, был кабинет-спальня. Это ме мориальная комната.Вот каби нет: Здесь жарко билась мысль и обрастала свежими словами,в которых было все: и даль, и высь,и боль души, и сердца ликованье. За этим столом писатель никогда не работал. За столом работала Анна Ильинична. На этой пи шущей машинке она пере печатала не одну тысячу страниц рукописей Николая Зотовича. А рабочее место Николая Бирюкова и в то же время место отдыха – вот эта кровать. На подушечке пульт дистанционного управления  вот этим радиоприемником, подаренным писателю рабочи ми рижского радиозавода. Телевизор куплен был в последние годы жизни Николая Зотовича, поэтому он мало им пользовался.Утро начиналось с обязательной гимнастики. Он говорил: «Пока двигаются кисти рук, их надо тренировать!». Ему давали гантели, и он упорно тренировался. После обязательных уколов и процедур начинался рабочий день. Работал много, пока не немели руки. Ныли спина и плечи. Но увлеченный работой писатель забывал об усталости и боли.

Н.З. Бирюков был членом Союза писателей СССР. А переехав в Ялту,  Н. Бирюкова избрали в бюро Крымской писательской организации. Часто заседания проходили в этом кабинете. Иной раз они затягивались на долгие часы. Никому и в голову не приходило вспомнить, что они собирались у больного  человека, которому необходим режим, покой, тишина. Это он сам приучил их видеть в нем здорового человека, энергичного, сильного, не нуждающегося ни в каких снисхождениях. Он говорил: «Нет Бирюкова больного, есть Бирюков писатель!» Он был оптимистом, никогда не жаловался на свою судьбу и не любил, когда кто-либо из друзей или знакомых проявляли к нему чувство жалости.

«Страдающим он не выглядел. Никогда. Лукавый блеск в глазах, частая улыбка на молодом румяном лице, озорная шутка, готовая сорваться с губ…Нет, не похож он на страдающего»,- именно таким запомнила его писательница Мария Глушко, участница этих заседаний. Книги всегда были главным богатством Бирюковых. В этом шкафу – часть художественной библиотеки, саму библиотеку мы еще увидим. Здесь же стоит часть сувениров, подаренные друзьями Бирюковых. Я хочу обратить ваше внимание на этот голубой сервиз, на центральной части графина – портрет писателя. Это подарок комсомольцев Дулевского фарфорового завода, на котором произошла авария, так круто изменившая судьбу Бирюкова. Напротив в шкафу – книги, написанные Н. Бирюковым  и изданные на разных языках. Конечно, это не все издания книг. А роман «Чайка» в 7-ми томах – это одна книга, один роман. Это специальное издание для слепых, выполненное на плотном картоне точечным шрифтом Брайля, поэтому для удобства пользования роман разделили на несколько книг.

Обстановка в кабинете очень скромная, нет ничего лишнего. Единственное, разве что, излишество – это  эти зеркала.Лежа на постели, Николай Зотович видел всех, кто к нему заходил. А что делается за окном ему трудно было увидеть. И поэтому по его просьбе укрепили на стены кабинета зеркала. Зеркала как бы расширяли стены этой комнаты, и, лежа на кровати Николай Зотович мог любоваться садом, цветами.Работал писатель не только в этом кабинете, но и на веранде.

 Веранда

На веранду писателя вывозила Анна Ильинична  на этой коляске, которой Николай Зотович пользовался в последние годы. Справа – скульптура, созданная скульптором – художником А.Ф. Молокановым и подаренная музею на 40-летие со дня новоселья. Назвал скульптор свою работу «Подвиг». Потому, что вся жизнь Николая Зотовича – это подвиг, это борьба, это преодоление всех невзгод. Над скульптурой на стене два планшета. На нижнем планшете фотографии близких друзей Бирюковых. На верхнем, в центре, фото семьи Харитоновых, (это девичья фамилия Анны Ильиничны) и фотографии сестер и племянниц писателя. Бюст Николая Зотовича в коридоре. В Пионерском парке на площади, перед входом в Дом-музей – памятник Николаю Зотовичу, автор - скульптор К.П. Федчук. Большой памятник на могиле Н.З. Бирюкова.

В Доме – музее три мемориальные комнаты: кабинет – спальня, где Николай Зотович и Анна Ильинична работали; веранда, в которой мы с вами находимся и столовая. В столовой Николай Зотович   часто беседовал с друзьями, принимал людей, которые обращались к нему по делу, приходили за помощью и советом.Расположение всех этих комнат позволяло писателю въезжать в каждую на коляске.  

Имя Н. Бирюкова носят улицы во многих городах СНГ. Есть улица Н. Бирюкова и у нас в Ялте. Начинается она от домика с петушком и проходит через весь Пионерский парк и далее (картина А.Ф. Молоканова «Улица Бирюкова»). Есть в Ялте на ул. Красноармейской библиотека им. Н.З. Бирюкова.

Высоко в небесах вершит свое вечное движение малая планета – астероид № 2477, открытая 14 августа 1977г.  крымским ученым Николаем Степановичем Черных в созвездии Секстант и, которая по решению Международного планетного Центра носит имя писателя Николая Бирюкова. 

Мечтал он, учился и строил

В семнадцать мальчишеских лет.

Несет его имя простое

Одна из далеких планет.

То есть, не только здесь, на Земле, но и там, в заоблачной  выси продолжается вторая жизнь Николая Зотовича Бирюкова. Писатель интересовался всем: космонавтикой и астрономией, был знаком с ведущими учеными Симеизской обсерватории. В поселке Научном, расположенном под Бахчисараем, несколько ночей провел Н. Бирюков, следя за работой крупнейшего в Европе зеркального телескопа Г.А. Шайна. В библиотеке писателя, насчитывается более 2,5 тысяч книг. Кроме художественной литературы, много книг по космонавтике,   астрономии, медицине, сельскому хозяйству. Много книг с автографами, подаренные авторами этих книг. Часть из них находится и в мемориальной столовой. 

 Столовая.

Мы находимся с вами в 3-ей мемориальной комнате, в мемориальной столовой. За этим столом собирались род ственники и близкие друзья, приходивщие и приезжающие к Бирюковым в гости. Николай Зотович очень любил зас толья, когда мирно шумел са мовар, дымился ароматный чай, слушали музыку. Он лю бил как классическую музыку, так и народные песни: русские, украинские, белорусские. У Би рюковых было много плас тинок. В углу вы видите радиолу. На стене – портрет Анны Ильиничны, выпол ненный художницей В.П. Цветковой. Трудно сказать, как сложилась бы судьба Николая Зотовича, не будь рядом с ним такого верного и преданного друга. Он говорил: «Не было бы Ани, не было бы «Чайки», не было бы «Вод Нарына», да и не было бы самого меня». Итогом их совместного труда стали написанные Бирюковым произведения. В этом шкафу вы видите книги Бирюкова, изданные на разных языках. Здесь же вы видите шахматы. Бирюков был заядлым шахматистом. Он говорил, что «игра в шахматы – настоящая зарядка ума». На нижней полке книги с автографами писателей и журналистов, с которыми он встречался на писательских съездах. 

Николай Бирюков был активным членом Союза писателей, участвовал во многих писательских конференциях, съездах, дружил и переписывался не только с мастистыми писателями, поэтами, но и теми, кто только  начинал свой путь в литературе, кому необходимы были помощь и поддержка (Владимир Бондарец, узник Дахау, автор романа «Военнопленные»). Фотопортрет В. Бондарца и книга «Военнопленные» в коридоре, куда я вас приглашаю.Здесь фотопортрет Владимира Бондарца, бывшего узника Дахау, автора романа «Военнопленные». Вот эта книга «Военнопленные».Здесь же экспонаты, рассказывающие о жизни и деятельности лауреатов премии им. Н.З. Бирюкова, которая была учреждена Крымским обкомом комсомола в 1968г. Л.И. Кондрашенко. Анатолий Иванович Домбровский, писатель, был так же лауреатом премии им. Н.З. Бирюкова.Слева на стенде экспонаты, рассказывающие об участии Николая Зотовича Бирюкова на съездах писателей. Справа вверху: Н.З. Бирюков на II съезде Союза писателей СССР в 1959 году. Слева – Н.З. Бирюков с крымскими писателями на IV съезде писателей Украинской ССР в 1958г. Ниже фотографии писателей, друзей Н.З. Бирюкова.

Хочется еще раз обратить внимание на то, что к тяжело физически больному человеку тянулось такое огромное количество людей. Щедрость сердца, тепло души, сила и мужество – вот те качества, которые привлекали, притягивали очень многих людей. Очень многие обращались не только за моральной, но и материальной помощью; он помогал всегда, не считаясь ни с чем. Особенно трогательно он относился к детям. Часто в этом доме слышался детский смех. Школьники, артековцы были в его доме частыми гостями.

Щедрость сердца и тепла души хватало для всех. А 27 января 1966г. Н. Бирюков навсегда покинул свой кабинет, оставив на столе утреннюю почту. И 1 февраля 1966г. Николай Зотович Бирюков умер в Симферопольской больнице им. Куйбышева. Его нет, но когда мы заходим в дом, хочется верить, что имя Н.З. Бирюкова не будет забыто, будет служить примером мужества и стойкости, добра и человеколюбия. 

Дом-музей – это своеобразный памятник уважения и преклонения человеку такой трудной судьбы.   

Мы сейчас можем спорить о литературных достоинствах его произведений, можем принимать или не принимать их. Но одно бесспорно: жизнь Николай Зотович Бирюков прожил достойно и честно. Нашу экскурсию по Дому – музею, наше знакомство с писателем Н.З. Бирюковым хочется закончить словами севастопольского поэта Ивана Тучкова:

Не скажу – он святой, для икон,

Но одно уверяю – могуч,

Если б каждый работал, как ОН, -

Чище б стал бы земной небосклон

       И Земля б стала чище и лучше!